Мировое вагоностроение накопило большой опыт строительства и эксплуатации подвижного состава из алюминиевых сплавов. В настоящее время в Северной Америке, Европе, Австралии, Японии и Кита широкое распространение получили алюминиевые грузовые вагоны, используемые для перевозки разнообразных сыпучих грузов (цемент, уголь, зерно, минеральные удобрения, железная руда и др.) и их доля достигает 50% от всего парка грузовых вагонов.
В России же парк грузовых вагонов в России превышает 1 млн. штук, однако практически все они стальные и многие из них выработали свой эксплуатационный ресурс.
За последние 25 лет отдельные предприятия в нашей стране предпринимали попытки разработки алюминиевых вагонов и даже создавали опытные образцы, но в массовое производство они не пошли.
Подлинного прорыва в этом направлении добились члены Алюминиевой Ассоциации, ОК РУСАЛ, Арконик Россия и завод «Сеспель», которые совместно с РМ Рейл и ВНИИЖТ разработали и сделали хоппер (бункерный вагон для перевозки сыпучих грузов) модели 19-1244. Благодаря использованию в конструкции его кузова алюминиевых полуфабрикатов параметры инновационного хоппера оказались гораздо лучше, чем у стальных аналогов.
Например, срок службы алюминиевого хоппера по сравнению со стальным вырос на 6 лет до 32 лет, грузоподъемность - на 3-9 тонн до 79 тонн, масса тары снизилась на 4,5 тонны до 21 тонны. В результате его применения затраты на перевозку 1 тонны сыпучего груза сокращаются на 10%, коэффициент тары — на 14% до 26%. Ему не требуется антикоррозийная обработка и защитная окраска кузова. В феврале 2017 г. хоппер прошел сертификацию в соответствии с техническим регламентом Таможенного Союза.
По оценкам Алюминиевой Ассоциации железнодорожные перевозчики могут ежегодно закупать до 4 тыс. инновационных вагонов-хопперов, что приведет к росту потребления алюминия в России на 16-20 тыс. тонн в год. В случае замены стальных хопперов алюминиевыми, транспортные компании могут уменьшить свой вагонный парк на 13% сохранив при этом объем перевозок.
Текущее состояние:
К настоящему времени на заводе «Рузхиммаш» изготовлена опытная партия из 22 алюминиевых вагонов модели 19-1244, которые сейчас находятся в процессе передачи в подконтрольную (опытную) эксплуатацию Русской транспортной компании.
Перспективы:
После подконтрольной эксплуатации алюминиевого хоппера модели 19-1244 планируется его запуск в серийное производство и передача в аренду ряду крупных перевозчиков.
Одновременно ОК РУСАЛ, Арконик Россия и Объединенная вагонная компания ведут разработку полувагона и вагона-цистерны из алюминиевых сплавов.
Также планируется подготовка серии стандартов, регламентирующих использование алюминиевых полуфабрикатов и компонентов в производстве железнодорожной техники.
Читайте также: