15.10.2024 | Алюминиевая Ассоциация
В ходе Международной специализированной выставки «Дорога 2024» в Екатеринбурге, которая проходит 15-17 октября в МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО», демонстрируются отечественные решения, направленные на экономию региональных бюджетов и компенсацию кадрового дефицита. Участие в коллективном стенде (1А-47) под эгидой Алюминиевой Ассоциации принимают ведущие производители алюминиевой продукции в своих сегментах: ООО «КраМЗ» (Красноярский край), ООО «ДиМедиа» (Тюменская область), ООО «Алюмс» (Московская область), ООО «МКМ Консалт» (Москва) и ООО «Алюмпарк» (Республика Удмуртия).
Сегодня предприятия алюминиевой отрасли готовы к комплексной реализации проектов – от транспортной инфраструктуры до обустройства городских и парковых зон. Легкость и технологичность алюминиевых решений позволяет привлекать на монтаж и демонтаж конструкций существенно меньшее количество специалистов и техники, а последующие расходы на эксплуатацию готовых решений значительно меньше аналогов. Это связано, в том числе, с прочностью алюминиевых сплавов и их неподверженности коррозии, что позволяет проводить минимальное обслуживание объектов даже в условиях сильноагрессивных сред.
Так, преимущества мостов из алюминиевых сплавов оценили уже в целом ряде регионов России. С 2017 года в стране установлено более 20 пешеходных переходов, включая объекты в Нижегородской, Тульской, Рязанской областях, Красноярском крае, Москве и др. До конца года первые пешеходные мосты будут установлены в Алтайском крае и Братске (Иркутская область). В конце 2023 года в Нижегородской области был установлен первый в России автодорожный мост с применением инновационных сплавов и технологий, ранее не использовавшихся в мостостроении. Сам факт строительства автодорожного моста из алюминиевых сплавов – результат нескольких лет работы научно-исследовательских институтов, множества исследований и испытаний – на динамику, растяжение, огнестойкость, износостойкость, качество сварного шва и др. В исследованиях принимали участие ведущие научные центры России, включая Институт легких материалов и сплавов (ИЛМиТ), Московский Государственный Строительный Университет (МГСУ), Центр научных исследований искусственных сооружений «Мосты» ЦАДИ. Научно-техническое сопровождение по объекту на стадии проектирования оказывал АО ЦНИИТС, разработчиком специальных технических условий для проектирования выступил ООО МИП «НИЦ МИС». Опыт реализации пилотного проекта в Нижегородской области ляжет в основу для утверждения Минстроем России Изменения № 1 СП 443.1325800.2019 в части автодорожных мостов.
Реализация проекта позволила не только создать нормативную документацию и усовершенствовать технологии, но и стала импульсом для развития новых компетенций на предприятиях. Так, Красноярский металлургический завод (КраМЗ) представляет на выставке образец ортотропной плиты, применяемой для изготовления пролетных строений автодорожных мостов. Плиты состоят из пустотелых элементов, соединенных инновационным методом сварки трением с перемешиванием. За счет этого достигается более высокое качество соединения, чем традиционная аргонодуговая сварка.
Интерес к алюминиевым решениям в области мостостроения проявляют и ведущие игроки рынка производства конструкций для транспортной инфраструктуры. Нижегородское предприятие «ПИК», представляющее свою продукцию на стенде А1-38, выделила производство алюминиевых конструкций в отдельное направление. Компания уже приняла непосредственное участие в строительстве ряда объектов в Нижегородской области – регионе-лидере по числу и типу возведенных мостов из алюминиевых сплавов.
Одним из ключевых преимуществ алюминиевых решений является их быстровозводимость, что позволяет монтировать и демонтировать конструкции за несколько с часов и минимальными неудобствами для пешеходов, пассажиров и владельцев транспорта. Так, быстровозводимые типовые мостокомплекты, представленные КраМЗом, устанавливаются на объекте всего за 2 часа. Оперативность монтажа объясняется особенностями конструктива мостокомплекта – благодаря высокой степени готовности, в которой детали поставляются с завода на строительную площадку, мост собирается как конструктор, без дополнительной механической обработки. Данный проект позволит в кратчайшие сроки решить актуальную для страны проблему аварийных и предаварийных мостовых сооружений, особенно учитывая, что срок службы новых конструкций составит не менее 50 лет. Первые мостокомплекты уже успешно эксплуатируются в Нижнем Новгороде и Калининградской области.
Быстровозводимые конструкции могут стать драйвером для реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», продленного по решению президента России Владимира Путина до 2030 года. Среди ключевых задач проекта – увеличение доли туризма в ВВП до 5% и росту экспорта туруслуг и числу туристических поездок до 140 миллионов в год. Большинству туристов хочется чувствовать комфорт и безопасность даже в самых отдаленных местах и модульные конструкции из алюминия позволяют решать такую задачу в сжатые сроки. Разработанные компанией «Алюмс» системы сконструированы с учетом ландшафтных, сейсмологических и динамических условий конкретного региона и стоически переносят перепады температур, повышенную влажность или морской воздух, благодаря чему могут сохранять первозданный вид на протяжении десятков лет. За счет минимального веса и простоты монтажа они могут многократно транспортироваться с объекта на объект, что позволяет приступить к возврату экономических средств уже с первых месяцев работы проекта. Благодаря уникальности системы ее можно адаптировать под создание автовокзала, временного пассажирского терминала аэропорта, строения для ремонта и стоянки техники, производственного цеха или склада, мобильного туристического комплекса и др. Срок возведения полностью готовой конструкции с учетом внешней и внутренней отделки, электромонтажных работ составляет всего 1-3 месяца в зависимости от размеров павильона.
Развитие туристического потенциала невозможно представить без создания полноценной причальной инфраструктуры. Интерес к отдыху на воде в стране продолжает демонстрировать уверенный рост, что уже положительно сказалось на индустрии алюминиевого судостроения. Отечественные верфи в последние годы представили целый ряд современных лодок, катамаранов, круизных лайнеров и судов на воздушной подушке. Тенденция на расширение производства сохранится благодаря созданию инновационного сплава алюминий-скандиевого сплава 1581, что позволило повысить прочностные характеристики и снизить общую массу кораблей. Данный сплав разработан участником Алюминиевой Ассоциации — Институтом легких материалов и технологий (ИЛМиТ). Он относится к экономно-легированным сплавам с содержанием скандия в размере 0,03%. Это позволило усилить прочностные характеристики, при этом сохранив доступность материала для рынка. Испытания, проведенные Алюминиевой Ассоциацией и производителем лодок BRO Boats из Ростова-на-Дону, показали возможность снижения массы лодки более чем на 10% по сравнению с аналогом из сплава 5083. В случае со скоростными судами эта разница значительно выше.
Однако, развитие парка судов требует и модернизации текущей транспортной и причальной инфраструктуры – неотъемлемой части любой акватории. В настоящий момент гостевые причалы у отелей и ресторанов практически отсутствуют. Инфраструктуры городских причалов либо нет вовсе, либо она слабо развита. Не хватает современных причальных комплексов, а владельцы маломерных суден заявляют о недостатке стояночных мест. Для решения данной проблемы на стенде Алюминиевой Ассоциации представлена разработка КМК-Консалт – несущие вентилируемые настилы из алюминиевых сплавов 6005А, АД33 и АД35. Данное решение отличается экологичными и эстетическими свойствами – профили не требуют дополнительной обработки и могут быть окрашены в любой цвет. Настилы изготавливаются из натуральной древесины без химической обработки с нулевой эмиссией. При шаге опор 3 метра они обеспечивают дополнительную нагрузку до 200 кг на квадратный метр. Отличительной особенностью решения является возможность его произвольной конфигурации, что позволяет использовать настилы как для возведения плавучих причалов, бассейнов и променадов, так и для создания экологических троп, рекреационных площадок (зон отдыха, террас) и обустройства прибрежных зон.
Повышение комфорта и безопасности граждан напрямую связано и с другим алюминиевым продуктом выставки «Дорога 2024» - остановочными павильонами. Современные остановки с использованием «умных» технологий, включая доступ к беспроводной связи, зарядными разъемами для гаджетов, информационными системами позволяют пассажирам ожидать транспорт в условиях наибольшего благоприятствования, а возможность установки систем видеонаблюдения – в безопасности. «ДиМедиа», производитель из Тюмени, также адаптировал технологии монтажа остановок с учетом климатических условий местности – для регионов Севера могут быть предложены крытые или обогреваемые павильоны. Уже сегодня продукция компания успешно эксплуатируется в регионах страны, а количество алюминиевых павильонов превышает 5000.
Безопасность на автомобильных дорогах является одним из ключевых требований Федеральной программы «Безопасные качественные дороги». Представленные компанией «Алюмпарк» алюминиевые опоры не поглощают энергию столкновения, исключая тяжелые последствия для пассажиров и водителя, что в полной мере соответствует требованиям программы. Помимо опоры освещения, участник Алюминиевой Ассоциации, представляет на выставке светофорную опору, опору дорожных знаков и электрозаправочную станцию. Продукция компании уже хорошо известна жителям Адлера и Новороссийска, Иркутска и Уфы, Туапсе и Минеральных Вод, Калининградской области и Удмуртии. В продуктовой линейке компании есть комплексные решения для парков, скверов и других общественных пространств. Корпуса светильников и комплектов уличного освещения изготавливаются из высококачественных алюминиевых профилей и листов. Материалы характеризуются высокими термическими свойствами, их теплопроводность более 200 В/мК. От коррозии и воздействия агрессивных факторов внешней среды – морской воды, ультрафиолетового излучения и соли – алюминиевый корпус светильника защищен защитным слоем благодаря анодированию. На одной из крупнейших в России автоматизированных линий анодирования изделиям могут придать любой из двенадцати уникальных цветов, причем для каждого есть матовый вариант исполнения. Вне зависимости от региона эксплуатации гарантия на анодирование составляет 20 лет.
«Когда мы говорим об алюминиевой отрасли – мы можем смело говорить о технологической независимости. Представленная на выставке «Дорога 2024» экспозиция полностью состоит из отечественных технологий, металла и материалов. Внедрение алюминиевой продукции для создания или модернизации инфраструктурных проектов позволяет создавать в регионах новые рабочие места, увеличивать налоговые поступления в региональные бюджеты и, напротив, сокращать расходы на последующей эксплуатации объектов. Экологичность алюминиевых конструкций, возможность их переработки, также позволяет компенсировать часть первоначально затраченных средств после завершения использования продукта», - отмечает заместитель председателя Алюминиевой Ассоциации, директор по развитию рынков компании РУСАЛ Евгений Васильев.