17.05.2023 - Алюминиевая Ассоциация, Металлоснабжение и сбыт
Для уверенного передвижения по снежной целине и болотам вездеход «Пластун» оснащен тяговитым двигателем, широкими гусеницами и мощной электролебедкой. Чтобы трехтонная машина лучше справлялась с бездорожьем, не боялась морозов и плавала как полярная гагара, разработчики широко использовали в ее конструкции алюминий. «Безальтернативный металл» – так говорят о нем в компании «РУССКИЕ ВЕЗДЕХОДЫ ПЛАСТУН».
Снегоболотоход «Пластун» представляет собой универсальную транспортную платформу, которая предназначена для перевозки людей, грузов и специального оборудования по грунтам с низкой несущей способностью и открытым водоемам. Эту машину впервые показали на российском рынке менее года назад: в июле 2022 года она прошла сертификацию, и ее начали демонстрировать на разных выставках. Например, на 22-й международной выставке «Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса» (НЕФТЕГАЗ-2023) в павильоне ЦВК «Экспоцентр» вездеходу был отведен отдельный стенд.
Пластун (от «пласт», лежать пластом, пластоваться – ползти, ползать) – в XVIII – начале XX пеший казак, представитель особого рода казачьих войск (Кубанского, а ранее – Черноморского), несших разведывательную службу. Пластуны отличались высочайшей выносливостью, способностью и в стужу, и в зной преодолевать десятки километров в день по любой местности, переправляться вплавь через реки. Они успешно действовали в горах и среди болот, могли часами сидеть в засаде, нередко под водой, дыша через соломинку.
КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ КИЛОГРАММ
«Алюминий мы используем широко, – рассказывает гендиректор компании «РУССКИЕ ВЕЗДЕХОДЫ ПЛАСТУН» Ерик Сагымбаев. – Весь корпус снегоболотохода сделан из этого металла – и верхняя, и нижняя части. Кроме того, алюминиевые пол, внутренние панели салона и опорные катки. В целом, в конструкции вездехода около 600 кг алюминия».
Для вездехода, который в зависимости от комплектации и размеров весит от 2,5 до 3 тонн, это примерно пятая часть веса. В конструкции машины используется алюминий марок АМг3 и АМг5. Где ответственный элемент – там «пятерка», более декоративный элемент, где нет больших нагрузок, типа палубы, там «тройка». Конечно, несущие силовые элементы, например, рама – все сделаны из разных видов стали. Но в остальном алюминий применяется максимально, где только возможно.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Снегоболотоход «Пластун»
Длина, мм…4710
Ширина, мм…2450
Высота, мм…2150
Снаряженная масса, т…2,8
Полная масса, т…3,5
Дорожный просвет, мм…500
Ширина гусениц, мм…500
Удельное давление на грунт, кг/см2…0,098
Запас хода, км…350
Максимальная скорость, км/ч.…40
Двигатель…ВАЗ 21129
Мощность двигателя, л. с.…106
Максимальный крутящий момент...148 Нм
Коробка передач…МКПП-5
Количество мест…8
«Алюминий – недешевый, но безальтернативный материал, – поясняет Ерик Сагымбаев. – Безальтернативный он в том случае, когда нужно использовать что-то более прочное, чем пластик. При этом пластик ненамного легче алюминия. А по прочности алюминий все равно его превосходит. Понятно, что алюминий – это стойкость к коррозии, прочность, низкий вес. Поэтому все, что можно сделать из алюминия, мы делаем из этого металла».
Алюминий хорошо обрабатывается, при мелких сериях есть возможность его гнуть и сваривать. В случае же с пластиком не обойтись без пресс-форм, применение которых экономически оправдано, когда речь идет о больших объемах производства – сотнях и даже тысячах единиц продукции. На малых же сериях удобнее работать с металлом.
Алюминиевые детали гусеничной машины соединяются сваркой, тем самым получаются прочные неразъемные и герметичные соединения. Например, корпус полностью герметичный, что позволяет вездеходу преодолевать водные преграды. Помимо сварки применяется гиб. Диски опорных катков штампуются, а затем свариваются между собой. А вот клепку при создании машины практически не используют – только для соединения алюминиевых элементов со сталью. Избежать образования гальванической пары помогают герметики и метизы с полимерным и эпоксидным покрытием.
ИЗ ЦЕХА – НА ПОЛИГОН
Зарегистрированная два года назад компания «РУССКИЕ ВЕЗДЕХОДЫ ПЛАСТУН» готовится к включению в реестр Минпромторга России, а поэтому происхождение используемого ею алюминия подтверждено – металл полностью отечественный. Практически все покупаемые комплектующие изделия тоже отечественные. «В нашей машине более 90% российского. Локализация практически маскимальная», – говорит Ерик Сагымбаев.
Головной офис компании, в которой пока всего 70 сотрудников, находится в Санкт-Петербурге, а производственная площадка и конструкторское бюро – в Новосибирске. Компания специализируется на производстве вездеходной техники – гусеничных снегоболотоходов. Также здесь конструируют и выпускают прицепы для легковых автомобилей категорий О1, О2 и О3, в том числе для перевозки спецтехники, такой как снегоболотоходы.
Пластунские допы
Помимо необходимых на бездорожье устройств, таких как, например, резервная емкость с запасом топлива на 40 л и электрическая лебедка 5,4 т с усилителем 10 т, «Пластун» оснащен дополнительным оборудованием, с точки зрения комфорта ставящим его в один ряд с современным автомобилем. В вездеходе есть камера заднего вида, а еще камера кругового видеонаблюдения с тепловизором, пультом и компьютером. Предусмотрен обогрев сидений, руля, зеркал и даже стекол, а к этому еще автономный отопитель салона и моторного отсека. Плюс дополнительная теплоизоляция. Для пассажиров задних сидений предусмотрен стол – есть, куда поставить ноутбук или разложить охотничьи трофеи. Складные задние сиденья позволяют организовать спальное место 1,8х1,6 м в задней части салона.
Продукция компании – запатентованные собственные разработки. Комплектующие изделия из алюминиевых сплавов по подготовленным в конструкторском бюро чертежам изготавливаются на четырех заводах. Это специализирующиеся на металлообработке цветных металлов небольшие предприятия со штатом в среднем сто-двести человек. Одни из них берут на себя выпуск катков, другие делают корпусные части и элементы кузова.
Испытывают «Пластунов» на разных полигонах. Один из вездеходов уже более года постоянно находится на полигоне НАМИ, а сейчас к нему присоединились еще три машины. «Все двадцать вездеходов, что мы выпустили в прошлом году, это были либо выставочные, либо тестируемые образцы», – уточняет гендиректор компании.
За четыре месяца 2023 года было выпущено 20 снегоболотоходов различной комплектации. В компании рассчитывают такими темпами развиваться до конца года, а в следующем сезоне – увеличить производство.
ВАС ВЫЗЫВАЕТ ТАЙМЫР
«Пластун» – машина многозадачная. Но главным образом, конечно, вездеход предназначен для решения корпоративных задач. С учетом сравнительно высокой стоимости этой техники – от 8 млн рублей в зависимости от комплектации – среди потенциальных покупателей в первую очередь предприятия нефтегазового сектора. Ею могут заинтересоваться и госслужбы, например, МЧС.
Особый интерес к машине проявляется в связи с продолжающимся освоением Арктики. Изначально машину проектировали для эксплуатации в холодных регионах. Она успешно выдержала испытания в климатической камере при температурах -40 и -50 градусов.
Туристам, охотникам и рыболовам гусеничный аппарат высокой проходимости, наверняка, тоже придется по вкусу – для них эта машина с ее запасом прочности будет в самый раз. Не будем забывать и о том, что гусеничная техника на композитных резиновых гусеницах имеет возможность ездить по дорогам общего пользования. «Мы ставим машину на номера и выдаем паспорт самоходного транспортного средства – она может перемещаться по дорогам не только на прицепе», – рассказывает Ерик Сагымбаев.
Байкал, Камчатка, Таймыр – в этих регионах «Пластуны» будут очень кстати. Ведь вездеходы на гусеницах не только проходимая, но и экологичная техника. Гусеничный «Пластун» может ездить там, где ни человек, ни колесная машина не пройдет. Дело в том, что давление на грунт у гусеницы в три раза ниже, чем у человека весом 90 кг: 0,098 кг/см2 против 0,352 кг/см2. Так что «Пластун» даже в условиях чрезвычайно уязвимой вечной мерзлоты не повредит верхний слой почвы. И в этом тоже есть заслуга легкого и прочного алюминия!