27.07.2023 – Алюминиевая Ассоциация (Пётр Лихолитов)
Уникальные для российского судостроения катамараны на подводных крыльях строят на верфи Восточно-Сибирского речного пароходства в Иркутске. В проекте HSC150B объединены скоростные характеристики и экономичность судов на подводных крыльях с грузоподъемностью и малой глубиной осадки катамаранов. Примерно половину веса каждого из инновационных судов составляют алюминиевые компоненты.
Проект HSC150B – разработка нижегородской компании «Си Тех». Закладка корпусов катамаранов состоялась еще в прошлом году в Рыбинске на судостроительном заводе «Вымпел». А полная сборка идет на промышленной площадке Восточно-Сибирского речного пароходства.
Пассажирский катамаран проекта HSC150B
Длина: 38 м
Ширина: 11 м
Высота борта: 3,5 м
Осадка по КВЛ: 0,9 м
Мощность ГД: 2х1400 кВт
Проектная скорость: около 60 км/ч
Экипаж: 4 человека
Дальность хода: 700 км
Пассажировместимость: 148 человек
На иркутской верфи суда будут оснащены современным навигационным оборудованием, на них установят двигатели, основные агрегаты и узлы, а также проведут обстроечные и отделочные работы. Спуск на воду тоже произведут судостроители ВСРП на производственной базе пароходства.
«Сейчас корпуса судов готовы на 97%. Скоро начнем монтаж оборудования и систем», – говорит заместитель директора по судостроению Восточно-Сибирского речного пароходства Сергей Кошкин.
ВРЕМЯ ПЕРВЫХ
«Сарма» и «Селенга» – головные суда проекта HSC150B, в России других таких нет. Уникален в первую очередь тип корпуса: hysucat – английская аббревиатура (HYdrofoil SUpported CATamaran), обозначающая катамаран на подводных крыльях. Как говорят судостроители, это не водоизмещающее, а глиссирующее судно. Благодаря расположенным в носовой и кормовой частях крыльям, а также двум могучим двигателям мощностью по 1400 л. с. «крылатый» катамаран сможет развивать весьма приличную скорость – около 60 км/ч (32 узла в морских терминах). С точки зрения динамики судно проекта HSC150B сравнимо с судами на подводных крыльях и скоростными катамаранами.
Тут самое время сказать, что впечатляющих динамических характеристик удалось достичь благодаря максимально широкому применению алюминия в судовой конструкции. «Алюминий – приоритетный материал для создания скоростных транспортных средств, будь то самолет, поезд, автомобиль или судно, – поясняет генеральный директор компании «Си Тех» Петр Ежов. – Для скоростных судов он, по сути, единственный. Титан дорогой и трудоемкий материал, а композитные конструкции имеют ограничения по правилам. Для скоростного судна, как и для других транспортных средств, главное – масса. Больше масса корпуса – меньше полезной нагрузки, топлива. Плюс алюминия – отсутствие коррозии в пресной воде. Следовательно, не требуется вводить запасы на коррозию по толщине деталей».
Генеральный директор компании «Си Тех» Петр Ежов:
«Алюминий – приоритетный материал для создания скоростных транспортных средств, будь то самолет, поезд, автомобиль или судно».
Как в свою очередь отмечает Сергей Кошкин, вес судов, строящихся сейчас на иркутской судоверфи, удалось снизить «за счет полностью алюминиевого корпуса, а также изготовления из алюминия большинства элементов и узлов – от клапанов до задвижек».
Избавиться от лишнего веса позволила еще одна инновация. Впервые в практике отечественного судостроения конструкторы-проектировщики компании «Си Тех» применили в комплексе сварные крупногабаритные облегченные панели (СКО-панели) и новый разработанный в Институте легких материалов и технологий (ИЛМиТ) сплав 1581. Это решение дало возможность облегчить надстройку катамарана на 7,2% по сравнению со стандартными прессованными крупногабаритными панелями из сплава 1561.
«По характеристикам прочности свариваемый сплав 1581 несколько превосходит традиционный сплав 1561. Благодаря этому можно уменьшить массу основных и вспомогательных конструкций. Кроме того, он (сплав 1581 – прим. ред.) доступнее на рынке и просто современнее» – комментирует Петр Ежов.
ПО БАЙКАЛУ НА МЯГКОМ ХОДУ
Главные преимущества катамаранов на подводных крыльях проекта HSC150B – экономичность, пониженное волнообразование и мягкий ход. Они предназначены для скоростных перевозок пассажиров на магистральных речных линиях, озерах и водохранилищах разряда «М» Российского Речного Регистра. Восточно-Сибирское речное пароходство, а оно входит в Группу компаний «Истлэнд», являющуюся крупнейшим туристическим оператором Восточной Сибири, планирует эксплуатировать инновационные суда в акватории Байкала. С учетом их скоростных характеристик они смогут за час с небольшим пересекать крупнейшее пресноводное озеро планеты в самом широком месте.
Суда проекта HSC150B названы «Сарма» и «Селенга» в честь байкальских ветров и одноименных рек, впадающих в Байкал.
В затапливаемом доке иркутской судоверфи катамараны «Сарма» и «Селенга» размещены корма к корме. Вблизи они особенно впечатляют своими размерами: длина каждого 38 метров и ширина – 11 метров. Несмотря на внушительные габариты каждый катамаран имеет осадку менее метра – 90 см. Благодаря низкой осадке суда проекта HSC150B смогут максимально близко подходить к суше и высаживать пассажиров на не оборудованный причальными сооружениями байкальский берег, для этого в носовой части спроектирован специальный трап. Те, кто бывал на Байкале в туристической поездке, оценят эту опцию: наиболее отдаленные от очагов цивилизации и колоритные байкальские бухты не имеют причалов, да и в популярных прибрежных поселках вроде Листвянки причальная инфраструктура, мягко говоря, нуждается в совершенствовании.
Сейчас еще неясно, какое из двух судов, размещенных в доке, будет названо «Сармой», а какое «Селенгой». Однако в ближайшее время на них будут установлены двигатели и подводные крылья – они уже прибыли на производственную площадку.
«В октябре планируется спуск на воду первого катамарана, чтобы поднять его на крыло. При этом док будет затоплен, а суда впервые окажутся наплаву. Тогда же намечены ходовые испытания», – говорит Сергей Кошкин.
Остается только добавить, что ходовые и швартовые испытания катамаранов на подводных крыльях проекта HSC150B пройдут под надзором специалистов Российского Речного Регистра.
Проектант: «Си Тех» (2021 – 2022 гг.)
Концепция: Gunther Migeotte (Icarus Marine), П.В. Ежов
Дизайн экстерьера: Н.Ю. Целоухов (дизайн-студия «Си Тех»)
Главный конструктор: Р.М. Простотин
Заказчик: Восточно-Сибирское речное пароходство
Заводы: ССЗ «Вымпел» (г. Рыбинск), Иркутская РЭБ флота (2022 – 2023 гг.)