15.09.2021
Авторы:
Стив Ходжсон, директор по продажам и маркетингу компании РУСАЛ
Д-р Мэнди Глю, вице-президент по коммерческим вопросам подразделения упаковки для напитков компании Ball в регионе ЕМЕА
Сегодня в тренде – считать, что как только ситуация с глобальной пандемией улучшится, а жизнь вернётся в прежнее русло, мы (общество) начнем относиться к окружающему миру с бóльшим уважением, ответственностью и сознательностью.
Надеемся, что человечество перестанет воспринимать природу как данность и изменит коллективное отношение к окружающей среде, как только ослабнут ограничения, наложенные на необязательные путешествия и глобальную экономическую деятельность. Однако, когда привычная активность возобновится, крайне важно помнить о том, что решения для более экологичного производства существуют и уже доступны.
Использование экологичных материалов — один из самых простых и быстрых способов снизить «углеродный след» деловой активности без ущерба качеству (а в некоторых случаях и с улучшением качества) конечной продукции.
Упаковка из металла наиболее часто подвергается переработке. По данным организации Metal Packaging Europe, объединяющей производителей и поставщиков металлической упаковки, в Европе перерабатывается более 80 % стальной упаковки и 76 % алюминиевых банок для напитков. Алюминий — один из металлов, которые служат залогом низкоуглеродного будущего, поскольку перерабатывать его можно практически бесконечно без потери свойств. Алюминий лёгок, и банки занимают мало места, а значит, требования к транспортировке — не такие обременительные, как для стекла. Для охлаждения напитков в банках требуется меньше энергии, что особенно важно в регионах с более тёплым климатом. Невероятно, но факт — в настоящее время 75 % всего когда-либо произведённого алюминия всё ещё находится в использовании. По мнению Европейской алюминиевой ассоциации, «уникальные свойства алюминия и его применение в энергоэффективных видах продукции делают его незаменимым для перехода к углеродной нейтральности».
Согласно данным анализа европейского рынка за 2020 г., выполненного компанией NielsenIQ, производители напитков уже признают преимущества алюминиевой упаковки: алюминиевые банки превосходят все другие упаковочные материалы по объёму использования для каждой исследованной категории напитков. Рост использования пивных алюминиевых банок по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 14 % (для сравнения: прирост объемов использования ПЭТ составил 12 %, а стекла — 1 %). Алюминиевые банки также лидировали в категории газированных безалкогольных напитков с показателем +12 %, при этом показатель ПЭТ составил +7 %, а объем использования стекла снизился на 8 %. Наибольший рост использования алюминиевых банок был зарегистрирован в категории «энергетиков»: +32 % (для сравнения: упаковка из ПЭТ продемонстрировала в этой категории рост +20 %).
Однако не все формы металла одинаковы, и не каждая форма металлической упаковки производится с одинаковым углеродным следом. Так, известно, что производство металла с использованием возобновляемых источников энергии вместо сжигания ископаемого топлива сокращает объем выбросов. По некоторым оценкам, более 70 % первичного алюминия в мире по-прежнему производится с использованием невозобновляемых источников энергии.
На сегодняшний день компания РУСАЛ уже на шаг впереди, поскольку более 80 % алюминия производится компанией с использованием гидроэлектроэнергии. Ее бренд металла с низким углеродным следом ALLOW производится на заводах в Сибири, работающих с использованием гидроэлектроэнергии, что выводит компанию в лидеры в области перехода к устойчивому развитию в алюминиевой отрасли. Этот бренд поставляется с подтверждёнными независимым аудитором данными об углеродном следе и источниках энергии, гарантируя потребителям низкий углеродный след.
Углеродный след алюминия под брендом ALLOW — прямых и косвенных (выбросов парниковых газов 1 и 2 категорий) — составляет менее 4 тонн CO2-эквивалента на тонну произведённого алюминия по сравнению с 12 тоннами CO2-эквивалента на тонну произведённого алюминия в среднем по всему миру.
Производители упаковки все чаще стремятся обеспечить транспарентность в отношении производства своей продукции. Так, в марте компания Ball Corporation, один из крупнейших в мире производителей упаковочных решений, получила сертификат Aluminium Stewardship Initiative (ASI) для всех своих 23 предприятий по производству банок для напитков в Европе, в России, на Ближнем Востоке и в Африке. Это – важный сигнал для отрасли, поскольку Ball стала первым производителем банок для напитков, отвечающим строгим экологическим, социальным и управленческим принципам ASI.
В 2020 г. РУСАЛ распространил сертификацию ASI ещё на пять заводов. Таким образом, уже в общей сложности девять предприятий РУСАЛа подтвердили, что их деятельность соответствует требованиям ASI. Это укрепляет ответственность в цепочке поставок алюминиевой упаковки.
В результате пандемии в последние месяцы уровень загрязнения и выбросов СО2, возможно, и снизился, однако тревожная тенденция глобального потепления и чрезмерного использования ресурсов — это реалия, которая продолжит все больше сказываться на обществах и окружающей среде.
Именно поэтому экологически ответственные цепочки поставок превратились из популярного инструмента пиара в неотъемлемую характеристику практически любого производства. Компании, поддерживающие такой ответственный подход, выделяются на общем фоне, в том числе с точки зрения потребителей и инвесторов, которые все чаще уделяют особое внимание влиянию производства на окружающую среду.
И хотя ответственность отчасти лежит на правительствах, она также лежит и на компаниях, которые могут менять ситуацию к лучшему, ориентируясь на расширение повторного использования материалов. Преодолевая последствия пандемии, крайне важно придерживаться международного скоординированного подхода с опорой на взаимодействие государственного и частного сектора для перехода к углеродно-нейтральной глобальной экономике, поскольку мир приблизился к предельным значениям приемлемого уровня выбросов парниковых газов. У нас есть возможность замедлить последствия изменения климата, после того как жизнь вернётся в привычное русло. Однако деловые круги должны действовать уже сейчас. Игнорировать необратимые последствия изменения климата больше недопустимо.