25.12.2024 | Алюминиевая Ассоциация
Электросамокат с красивым названием Stork (или «Аист») – не просто современное средство индивидуальной мобильности, это уникальное техническое решение и даже идеология. Для знатоков и ценителей двухколесной техники сенсация уже в том, что самокат придумали и запустили в серийное производство во всемирно известной кастом-мастерской Yuri Shif Custom, специализирующейся на придании индивидуального облика мотоциклам и автомобилям. Чтобы прокатиться на Stork, узнать, почему кастомайзеры взялись за выпуск самокатов и сколько алюминия в каждом двухколесном аппарате, мы отправились в Беларусь в штаб-квартиру Yuri Shif Custom, расположенную под Минском.
К вершинам кастомайзинга
В кастом-индустрии компанию Yuri Shif Custom и ее основателя и бессменного руководителя Юрия Шифа никому представлять особо не нужно – о громких во всех отношениях проектах белорусских кастомайзеров много и охотно писали СМИ в Европе и Америке. И было о чем писать!
«Более двадцати лет мы строим транспортные средства по индивидуальным проектам. Как правило, это мотоциклы, иногда автомобили. Есть у нас и инжиниринговые проекты, тоже связанные с транспортом», – делится своей визитной карточкой Юрий Шиф.
Коллекцию победных кубков на международных турнирах Шиф & Co начали собирать с 2006 года. А настоящая слава к команде пришла в 2010 году, когда в США на мировом чемпионате AMD World Championship of Custom Bike Building их кастом-проект The Machine на основе оснащенного винтовым компрессором 1,5-литрового четырехцилиндрового двигателя, собранного из двух советских оппозитов К-750, завоевал первое место в категории мотоциклов с «метрическими», то есть неамериканскими моторами (World Metric Championship). Тогда белорусы обошли именитых коллег по цеху из США и Австрии. Чемпионский мотоцикл, прекрасный в своей непрактичной брутальности, сегодня занимает центральное место в кабинете Юрия Шифа.
«Своей победой в Южной Дакоте мы тогда показали многим ребятам на постсоветском пространстве, что не нужно бояться выходить на мировой уровень. Мы ничем не хуже и даже во многом лучше других. У нас прекрасные специалисты – конструкторы, механики, техники», – не без вполне уместного пафоса заявляет шеф Yuri Shif Custom.
Широкая российская аудитория, причем далеко не только из числа мотоциклетного сообщества, могла близко познакомиться с творчеством Yuri Shif Custom в 2021 году. Тогда в экспозиции организованного Алюминиевой Ассоциацией в Технопарке «Сколково» Второго международного форума «Алюминий в архитектуре и строительстве» (AlumForum) был представлен навеянный эпохой первопроходцев космоса мотоцикл «Юрий Гагарин». Собранный на раме Harley-Davidson Softail с двигателем Twin Cam, во всем остальном кастом-байк уникален: его крылья, бак, колесные диски и вилка сделаны на заказ, причем в основном из алюминия.
Крылья для «Аиста»
«Алюминий – один из наших любимых материалов – он приятен в работе, красивый и вообще... Этот металл настолько хорош, что даже не нуждается в окраске – обычно мы оставляем ему исходный цвет, только сатинируем или иногда полируем», – поясняет Юрий Шиф.
Чтобы получить представление о долгой и успешной истории взаимоотношений Yuri Shif Custom с «крылатым» металлом, достаточно посмотреть портфолио работ компании. Там есть целый ряд алюминиевых кастом-мотоциклов – выдающихся, по мнению специалистов отрасли, высоко оцененных на международном уровне.
Но, как уверяет сам Юрий Яковлевич, все это ничто по сравнению с одним из последних и главных на данный момент проектов Yuri Shif Custom. Что же может быть ярче кастомизированных мотоциклов? Последние несколько лет в кастом-мастерской самым серьезным образом работают над проектом с незамысловатым названием «Транспортное средство». Речь об элекстросамокате Stork, впервые показанном в этом году на выставке МотоВесна в Москве.
«К этому проекту мы подошли профессионально – разработали философию, структуру. Получился уникальный продукт. В прошлом году выпустили пилотную партию и сейчас уже производим его серийно», – продолжает Юрий Шиф.
Почему электросамокат назвали Stork – «Аист»? Ну, как говорится, во-первых, он красивый…
«Посмотрите на это «аистиное» крыло, – Юрий показывает изящное и совершенно невесомое алюминиевое крыло самоката. – Помните, Стив Джобс предлагал журналистам оценить красоту своего будущего «сумасшедшего устройства», демонстрируя какой-то провод от него? В нашем случае это всего лишь грязезащитный щиток – крыло».
Электросамокат Stork весит 15 кг, из которых, как свидетельствуют сами разработчики, около 12 кг (или 80%) составляют алюминиевые детали. Рама из трубы, гнуто-штампованные элементы – все исключительно из сплава АД31 российского происхождения. Между собой детали соединяются аргонно-дуговой сваркой.
Можно ли было использовать в проекте Stork другие материалы? Самокат из титана и карбона вышел бы сложным в производстве и неподъемно дорогим. А будучи сделан из стали, самокат, по меткому замечанию Юрия Шифа, «потяжелел бы навсегда». Он был бы попросту невозможен, да и вряд ли кому-либо нужен.
«Мне очень нравится работать с алюминием – он легкий, прекрасно формуется и гнется. Кроме того, он экологичный в производстве, в нашей металлообработке», – поясняет Юрий.
Он другой
За двадцать лет, отданных профессиональной работе над созданием транспортных средств по индивидуальным проектам, специалисты Yuri Shif Custom научились отвечать чаяниям заказчиков. А они всегда хотят получить нечто большее, в первую очередь в части потребительских качеств.
«Наш продукт обладает рядом конкурентных преимуществ. Вы спросите, чем он лучше? Он просто другой. Как Rolls-Royce, в характеристиках которого о мощности двигателя говорилось – «достаточная». Но на самом деле наш самокат безопаснее, удобнее, легче других. И он дружелюбнее», – говорит Юрий Шиф.
Самокат от Yuri Shif Custom легко складывается и раскладывается с помощью нажатия ногой на металлический рычажок – хватит одного щелчка. При этом раздается характерный звук, чем-то напоминающий фирменное клацанье дверей у «Гелендвагена». Этот щелчок пора регистрировать в качестве товарного знака, как это сделали немцы из Mercedes-Benz. Благодаря простоте трансформации в сложенное состояние самокат удобен для перемещения в общественном транспорте и хранения в ограниченном пространстве.
И, конечно, он здорово катится! Многие вещи понимаешь только во время тест-драйва. На собственном опыте можем утверждать: наш фотокорреспондент, впервые вставший на самокат, уже на третьем круге по устланному плиткой и заставленному мотоциклами и хот-родами двору Yuri Shif Custom уверенно выполнял маневры, ускорялся и тормозил.
«Аист» стабильно управляется, дисковые тормоза с гидравликой работают деликатно, но эффективно. А большие 16-дюймовые колеса легко справляются со всеми дорожными неожиданностями – глотают, не разжевывая, и выбоины на асфальте, и тротуарную плитку. Для самоката с маленькими колесиками – например, у Xiaomi М365 они всего 8,5 дюймов – эти неровности были бы проблемой.
К слову, во время нашего тест-драйва Stork, будучи лишь на два килограмма тяжелее китайского самоката, бодро перемещал 110-килограммового мужчину, в то время как максимальная грузоподъемность «китайца» ограничена сотней килограммов.
Но в Yuri Shif Custom не собираются конкурировать с массовым китайским продуктом в дешевом сегменте. Вместо этого белорусские кастомайзеры бросили вызов таким грандам мирового самокатостроения, как BMW.
«Принято думать, что для выпуска качественного продукта нужно суперпроизводство и миллионы инвестиций. Своим примером мы опровергаем это утверждение. В нашей мастерской мы собрали прототип, выпустили пилотную партию и разработали технологическую оснастку, которая дальше будет производить серийный продукт на промышленной площадке», – свидетельствует основатель Yuri Shif Custom.
Сделано в Республике Беларусь
Электросамокат Stork получил сертификат соответствия ЕАЭС.
«Мы представляли самокат на двух выставках – на IMIS 2024 (Санкт-Петербург) и на МотоВесне 2024 в Москве. Для этого рынка важно, что наш продукт производится в Беларуси, а не, скажем, в Китае», – подчеркивает Юрий Яковлевич.
Инжиниринг, дизайн, производство львиной доли элементов конструкции – тут все свое. Но, конечно, в Stork есть некоторое количество азиатских компонентов. Электродвигатель и тормоза, например. Сегодня любой технически сложный продукт – компонентное решение. Но компоненты для самоката, которые не производят в Yuri Shif Custom, берутся только у проверенных поставщиков.
«Изначально нашим принципиальным решением было производить электросамокат у себя, а не где-нибудь в Азии. Продукт должен потребляться там, где он создается, и наоборот. Поэтому мы осваиваем компетенцию производства алюминиевой рамы у себя. Локализация должна быть максимальной. Не говоря о том, что это еще и экономически целесообразно – развивать свою экономику и компетенции», – считает Юрий Шиф.
Проще некуда
Своим рождением Stork обязан кризису 2008 года – именно тогда Шиф со товарищи написали стратегию на тридцати страничках. Проект поначалу назывался «Городской автомобиль», а потом он стал «Ё-мобилем» (да-да, тем самым, но это отдельная история). В стратегию были включены основополагающие принципы, в соответствии с которыми сегодня развивается мировой автопром. В основе идеи – разумное потребление. Транспортное средство, перемещающее человека из пункта А в пункт Б, не должно быть дорогим и вредоносным для окружающей среды.
«Мы ставили себе максималистскую задачу – создать лучшее в мире устройство такого типа. Транспортное средство, которое мы сейчас производим, обеспечивает необходимую достаточность. Баланс безопасности и комфорта. В нем есть все, и создать устройство проще уже невозможно», – резюмирует Юрий Шиф.