26.01.2024 | Газета.Ru
Алюминиевая промышленность — перерабатывающая отрасль, конечная продукция которой часто используется в высокотехнологичных изделиях — от аккумуляторов и деталей солнечных панелей до элементов самолетов и строительных конструкций. Это делает ее важнейшим элементом промышленного суверенитета страны. К такому выводу пришли участники пленарной сессии «Технологии новых материалов и веществ. Флагманы базовых секторов», состоявшейся 25 января в рамках Дня базовых секторов промышленности на выставке «Россия».
Сильный конкурент на мировом рынке
Открывая сессию, Михаил Юрин обратил внимание на то, что потребление алюминиевой продукции на внутреннем рынке за последние 10 лет увеличилось на 60%.
При этом объем производства алюминиевой банки достиг 9,8 млрд штук, 98% из которых производятся на отечественных предприятиях.
Вице-президент РУСАЛа Елена Безденежных в своем выступлении отметила, что российский алюминий — сильный конкурент на мировом рынке благодаря использованию в его производстве гидроэлектроэнергии сибирских рек.
По ее словам, использование ВИЭ обеспечивает низкий углеродный след российского металла, что высоко ценится многочисленными потребителями, участвующими в развитии «зеленой» экономики.
«РУСАЛ разрабатывает новые сплавы и материалы и поддерживает развитие науки и образования. Без отечественных научных открытий мы не сможем выйти на новый технологический уровень, не сможем обеспечить добавленную стоимость продукции и опережающие темпы развития экономики высоких переделов», — сказала Елена Безденежных.
В условиях разворота на Восток
Как отметила вице-президент РУСАЛа, основные мощности по производству металла сконцентрированы в Сибири, регионе, который становится ключевым в условиях разворота России на Восток. Но пока разворот заключается в основном в переориентации сырьевых потоков.
При этом регион обладает колоссальным потенциалом: в Сибири находятся крупнейшие запасы таких металлов, как никель, марганец, золото, свинец — более тысячи месторождений, больше, чем в любом другом регионе страны, а также более 80 видов рудных и нерудных полезных ископаемых.
Но отечественная промышленность пока перерабатывает всего около 6% того, что добывается, да и то перерабатывается до полупродукта. На этом фоне необходимо развивать экономику высоких переделов, и делать это совместными усилиями бизнеса и государства.
Еще одна проблема Сибири — неразвитость транспортной инфраструктуры. Чтобы реализовать потенциал региона, нужно создавать новые логистические коридоры, а главное — привлекать в Сибирь людей, подчеркнула Елена Безденежных.
РУСАЛ активно вкладывает средства в социальную инфраструктуру в городах своей ответственности, поддерживает инициативы местных жителей и своих сотрудников по улучшению качества жизни, реализовывает проекты с местными администрациями.
Однако сегодня российская алюминиевая промышленность оказалась под беспрецедентным давлением из-за целого ряда факторов, включая ухудшение рыночной конъюнктуры (рост издержек и низкие биржевые цены на металл), санкций и ограничений на премиальных западных рынках, а также курсовые пошлины в России.
А в последние дни появилась информация о том, что ЕС может полностью запретить импорт российского алюминия в Европу в рамках очередного пакета санкций.
О развитии культуры потребления алюминия и о драйверах отрасли в своем выступлении рассказала председатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская.
«Алюминиевая отрасль готова предложить для строительства, энергетики, сферы товаров народного потребления, транспорта инновационные алюминиевые решения. Точки роста — развитие внутреннего спроса, новых мощностей, высокотехнологичного экспорта и создание новых продуктов», — заявила Ирина Казовская.
Этому, по ее словам, будет способствовать реализация региональных программ по применению высокотехнологичных конструкций и изделий из алюминия и сплавов на его основе в различных сферах согласно Плану правительства, принятому в мае 2023 года.