05.08.2024 | ПРО Металл
Пролётное строение алюминиевого пешеходного моста установили в Рязани. Этот путепровод стал 17-м по счёту мостом с алюминиевыми конструкциями, построенным в России с 2017 года, и четвёртым в Центральном федеральном округе. Для самой Рязани модульный надземный пешеходный переход с пролётными строениями из алюминиевых сплавов — технологическая новинка.
Заказчиком моста выступило Государственное казённое учреждение «Дирекция дорог Рязанской области». Сборку и монтаж пролётного строения выполнила рязанская подрядная организация ООО «КМК».
«Пешеходник» на участке от пересечения Касимовского шоссе и улицы Советской Армии до Северной окружной дороги (официально — автомобильная дорога «Северный обход города Рязани») начали строить в декабре прошлого года. Он здесь совершенно необходим: по нему из близлежащего жилого массива можно быстро добраться до ТРЦ «Глобус», минуя четырёхполосную автостраду с неизменно интенсивным движением. Важно, что новый мост, обеспечив безопасный переход пешеходов через дорогу, не сделал её менее оживлённой — опоры моста находятся за пределами проезжей части.
Характеристики моста в Рязани
Расчётная схема: 27 м
Высота: 3,95 м
Ширина: 3,64 м
Габарит прохожей части: 3 м
Вес пролётного строения: 12,8 тонны
Из краткого описания расчётной схемы рязанского моста можно узнать, что его разрезные пролётные строения состоят из двух ферм с параллельными поясами с ромбической решёткой. Фермы объединены по верхним и нижним поясам поперечными балками и системой связей. Собственно, из алюминиевого сплава АД35Т1 изготовлен каркас пролётной конструкции. Материал каркаса лестничных сходов — прокатная сталь.
Мост оборудован двумя лифтовыми кабинами грузоподъёмностью 630 кг каждая. От осадков и прямых солнечных лучей пешеходов защитит кровля из монолитного поликарбоната. Предусмотрена также система бокового остекления с заполнением закалённым стеклом толщиной 18 мм (9+9 мм). Антискользящее защитное покрытие пола пролётного строения и лестничных сходов выполнено на акрилатной основе «Акритрак».
Отличительной особенностью конструктива является простота сборки — на неё потребовалось всего десять дней. С задачей справилась бригада из четырёх человек без привлечения спецтехники, что понятно, ведь масса одного элемента не превышает 30 кг.
Как и другие мосты с алюминиевыми конструкциями в России, рязанский надземный переход — продукт сотрудничества компаний из разных регионов. Детали моста из алюминиевого сплава общим весом 12,8 тонны экструдировали на Красноярском металлургическом заводе (КраМЗ), конструкцию пролётного строения изготовили нижегородцы из ПК Предприятие «ПИК», а каркас остекления — в московской компании «ДорХан». Координационную поддержку проекту строительства оказала Алюминиевая ассоциация.
Именно усилиями этого отраслевого объединения за семь последних лет в стране построили и ввели в эксплуатацию 17 мостов с алюминиевыми конструкциями, в том числе один автодорожный. Мосты из сплавов алюминия есть в Нижегородской области, Москве, Красноярске, Туле, Самаре и вот теперь в Рязани.
В 2022 году отечественное мостостроение пополнилось ещё одним ноу-хау — мостокомплектом с пролётным строением из алюминиевых сплавов. В Нижнем Новгороде и Черняховске Калининградской области насчитывается уже восемь лёгких и простых в сборке пешеходных мостиков из сплавов 6082Т6 и 1565чМ.
В гонке за лидерство среди российских регионов по числу установленных алюминиевых мостов на первом месте Красноярск, где на КраМЗе и производят мостовые конструкции. В столице Сибири насчитывается 6 путепроводов из алюминия. Ближайшие преследователи: Нижегородская область — 4 моста и 7 мостокомплектов, а также Москва — 3 пешеходника.
Интерес мостостроителей к конструкциям из алюминия связан с уникальным комплексом характеристик самого металла и сплавов на его основе. Эти конструкции отличаются низким весом при высокой удельной прочности, стойкостью к коррозии и перепаду температур, огнестойкостью и продолжительным сроком службы. Стоит заметить, что алюминиевые мосты не нуждаются в ежегодном обслуживании, а значит, можно существенно экономить бюджетные средства в продолжение всего жизненного цикла сооружения.
Возвращаясь к мосту в Рязани, остаётся сказать, что его откроют для движения переходов сразу по завершении монтажа всех конструкций, подключения оборудования и обустройства прилегающей территории.
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МОСТОВЕДЕНИЕ
В мире более 1000 пешеходных и автомобильных мостов из алюминиевых сплавов. По числу введённых в эксплуатацию алюминиевых мостов первое место занимает Китай, также среди лидеров США, Канада, Германия, Великобритания и Норвегия.
Родиной алюминиевого мостостроения считается Северная Америка. Первый в мире алюминиевый мост построили в США девяносто с лишним лет назад, в 1933 году. Алюминиевое покрытие использовали вместо стальных и деревянных настилов моста на Смитфилд-стрит в Питтсбурге, штат Пенсильвания. Забавно, что первый на планете Земля мост с алюминиевыми конструкциями появился не где-нибудь, а в Питтсбурге, который до сих пор носит неформальное название Стальной город из-за расположенных в нём сталелитейных заводов.
В Канаде алюминизация мостостроения началась в середине ХХ века, в 1950 году. Арочный алюминиевый мост в муниципалитете Арвида провинции Квебек перебросили через ущелье Сагеней возле электростанции Шипшоу. Предварительные расчёты для строительства выполнили эксперты инженерного департамента Канадской алюминиевой компании — сейчас это Rio Tinto Aluminium, третья по величине транснациональная горнометаллургическая компания.
Путепровод стоит до сих пор. В 2019 году его обследовали представители Центра экспертизы и инноваций из канадского алюминиевого кластера AluQuébec и убедились, что мостовые конструкции не нуждаются в ремонте.
Можно предположить, что именно умеренно континентальный североамериканский климат с выраженной сменой времён года, с жарким летом и довольно прохладной зимой, соответственно, повышенной нагрузкой на конструкции, побудил мостостроителей обратиться к алюминию, как материалу стойкому к капризам погоды и агрессивной среде, к тому же отличающемуся уникальным сочетанием высокой прочности и низкого удельного веса.
Ещё одним фактором, повлиявшим на развитие алюминиевого мостостроения в странах Запада, стало то, что с завершением Второй мировой войны в США и Великобритании образовались значительные запасы алюминия. Металл, первоначально предназначенный для производства боевых самолётов, перенаправили в мостостроение — так, например, появились мосты в Сандерленде в английском графстве Тайн-энд-Уир и шотландском Абердине, соответственно в 1949 и 1953 годах.
Германия первой из стран континентальной Европы доросла до алюминиевых мостов. В 1956 году в городе Люнен района Унна в земле Северный Рейн-Вестфалия построили автомобильный мост Швансбелл. К слову, название моста Schwansbell переводится с немецкого как «Колокольчик-лебедь».
Первый в Японии мост из алюминиевого сплава построили в 1961 году — это балочный автодорожный мост Кинкэй в Кобе. Простоявший уже 63 года, он признан наследием гражданского строительства Японии.
Отечественные мостостроители впервые обратились к алюминию лишь в самом конце 1960-х. 30 сентября 1969 года в Ленинграде (теперь — Санкт-Петербург) открыли движение по Коломенскому мосту, который соединил Коломенский и Покровский острова через канал Грибоедова.
Цельнометаллическая арочная конструкция с длиной пролёта 34 м сменила пришедший в негодность старый мост, построенный в начале ХХ века, ещё до революции. Спустя 55 лет Коломенский мост соответствует всем нормам мостостроения: несущая способность конструкций не изменилась, и все элементы избежали коррозии.
Но после первого успешного опыта постройки моста из «крылатого» металла внедрение алюминия в мостостроение затормозилось почти на полвека. И причина тут была не в свойствах алюминия, а в том, что в СССР он относился к фондированным материалам и в свободном доступе его не было — по отраслям металл распределяло Министерство цветной металлургии. Поэтому, скажем, в авиапроме и ракетостроении, алюминий и сплавы на его основе применялись широко, а в гражданском строительстве они были скорее изыском.
Коломенский алюминиевый мост десятилетиями оставался единственным в своём роде в России. Помимо характерного для советского времени дефицита металла основными причинами застоя со временем стало отсутствие необходимых компетенций в области проектирования и производства мостовых конструкций из алюминия и нормативно-правовой базы, регулирующей использование «крылатого» металла в строительстве мостов.
Дело сдвинулось с мёртвой точки в 2015 году, когда недавно созданная Алюминиевая ассоциация взялась за продвижение алюминиевого мостостроения. К работе подключились эксперты ведущих профильных организаций — МАДИ, ЦНИИС и НИУ МГСУ. Вопреки скепсису чиновников и многих представителей профессионального сообщества в 2017 году в Нижнем Новгороде и Москве были построены первые в современной России мосты с алюминиевыми конструкциями.
Но проектирование и возведение мостов из алюминиевых сплавов всё ещё заметно осложнялось необходимостью разработки специальных технических условий (СТУ) для каждого объекта, что увеличивало стоимость и сроки проектов.
Ситуация изменилась в 2019 году с вступлением в силу утверждённого Минстроем России Свода правил 443 «Мосты с конструкциями из алюминиевых сплавов. Правила проектирования». Принятый свод правил сначала распространялся только на пешеходные мосты, но успешный опыт строительства и эксплуатации алюминиевых мостов и развитие технологий мостостроения создали предпосылки для его расширения. В регионах стали появляться надземные пешеходные переходы, мосты через реки и железнодорожные пути, вантовые мосты, конструкции со сложным бионическим дизайном и простые в сборке, как детский конструктор, мостокомплекты.
Вряд ли алюминиевые сплавы когда-либо вытеснят из мостостроения железобетон, сталь и дерево. Да и задача так не стоит. Но уже сейчас в ряде случаев мосты с алюминиевыми конструкциями становятся практически безальтернативным вариантом.
Пётр Орлов