11.10.2024 | Упаковано.Ru
Широкое использование алюминия в аэрокосмической отрасли знаменитый фантаст Жюль Верн предсказал задолго до того, как человечество научилось его производить в промышленных масштабах. Его также называют одним из прародителей стимпанка — направления научной фантастики, возникшего в 80-х годах прошлого века в литературе, а затем переросшего в целую субкультуру. Именно это направление и алюминий повлияли на творчество мастера из Нижневартовска, скрывающийся за псевдонимом Loftello (@loftello). «Алюминиевый Вестник» обсудил с художником его работы.
— У вас очень необычный стиль – как вы к этому пришли?
— Тягу к творчеству я получил от родителей — простых строителей. В свободное время мама шила, бралась за картины, светильники, делала декоративную мебель. Несмотря на время дефицита в позднем Союзе, они сделали невероятный ремонт в квартире — с зонированием и натянутым на стены шелком. Даже сегодня некоторые их решения не просто сохраняют актуальность, но и опережают время. Так что определенный задел к творчеству создали именно родители.
— А когда творчеством занялись вы?
— Как и многие дети, я брался за все: любил рисовать, делал значки, с помощью надфиля экспериментировал с кухонными ножами. В начальной школе ходил на художественное рисование, хотя это не помогло мне научиться рисовать. А к первому шагу в моем текущем творчестве меня подтолкнул фильм «Безумный Макс» с Мелом Гибсоном. Постапокалипсис, облезлые машины, направление дизельпанка — уникальный фильм с самым большим доходом от проката в истории Новой Зеландии (более 100 млн $).
— Ваш стиль — стимпанк?
— Сложно судить. С одной стороны, он похож на стимпанк, но там, как правило, больше присутствует медь и латунь, а я часто использую алюминий в своих работах. Возможно, это ближе к дизельпанку. Если первый чаще связывают с 19-м веком, паровыми двигателями и густым смогом, то второй стиль относится к началу 20-го. Направление очень популярно и в России, и за рубежом, но, несмотря на это, многие мои работы не имеют аналогов.
— Например?
— Когда дело касается интерьерных картин, то многие обращаются к алюминию, но бутылки, выполненные в металле, я еще не встречал. Да, некоторые мастера патинируют их под металл — я и сам первые работы только красил.
— Получается, вы не сразу начали с алюминия, а пришли к нему?
— Да, первые бутылки я обклеивал всем, что попадалось под руку, а затем красил под металл. Но это было, прямо скажем, не пределом мечтаний. Хотелось сделать бутылку из настоящего металла. И вот мои вводные: опыта работы с алюминием нет, где его взять — не знаю. И вот в этот самый момент мой взгляд падает на самую обычную алюминиевую банку. Я начал экспериментировать, но баночный металл был слишком твердым — заламывался и не гнулся так, как мне нужно. В домашних условиях, на стандартной конфорке плиты обжег, и результат стал уже лучше — алюминий гнется так, как я хотел. Но толщина алюминиевой банки не совсем подходит для таких вещей, и я стал брать потолочные панели с толщиной 0,1–0,2 мм — с ними работал уже дольше. Сейчас я делаю бутылки из алюминиевых листов для гравировки толщиной 0,5-0,8 мм и алюминиевых матовых кастрюль толщиной до 1,1 мм. – Но почему вас привлек алюминий? – Это сложилось само собой. Алюминий — пластичный материал, наиболее податливый из всех цветных. К тому же он повсюду — эта доступность позволила его «понять» быстрее, чем какой-либо другой металл. Кроме того, алюминий — это история про красивый образ, оттенки, цвета. Особенно мне нравится вид полированного алюминия, да и пачкается он намного меньше.
– А как вообще рождается работа? Откуда вы берете вдохновение?
– Обычно я долго думаю над идеей, а затем, когда определяюсь с объектом, начинаю вырезать из дерева макет. В процессе что-то уходит или, наоборот, появляются новые элементы. Изначального видения нет — всё рождается в процессе.
– Вы делаете только бутылки из алюминия?
– За годы работы расширил свои компетенции – кроме бутылок я оформляю интерьерные панно, пивные башни, короба для хранения, уникальные рукоятки для оружия. Единственное, что остается неизменным — алюминий, 90% работ из этого металла. Так как слежу за работами художников в стиле стимпанка, то посчитал нужным сделать алюминиевую рыбу. Если набрать в поисковике «панно стимпанк», то большая часть поисковой выдачи будет состоять из работ с рыбами. Иными словами, каждый уважаемый художник должен сделать рыбу — вот и я сделал одну, а потом и вторую.
– Где можно приобрести ваши работы? Участвуете ли вы в выставках?
– По основной профессии я проектирую и продаю встроенные шкафы, а это мое хобби. Конечно, я могу принять заказ на определенную работу, но ее создание требует достаточно времени, так как хоть процесс и кажется простым, он весьма трудозатратный. Поэтому работы носят индивидуальный характер и стоят недешево. Часто я их дарю хорошим людям — это тоже доставляет мне удовольствие. В моих планах организовать собственную выставку работ — сейчас я создаю экспонаты на будущее. Конечно, многих привлекают бутылки в столь оригинальном стиле, но мне интересно показать публике интерьерные картины, попробовать себя в создании скульптур из металла. Очень хочется создать сплав искусства и литья алюминия — для этого уже приобретен тигель, но нужно найти место под печь для плавки!
Стимпанк — направление научной фантастики, возникшее в 1980- хх годах. Оно подразумевает развитие человечества, пошедшего по иному технологическому пути. Жанр не имеет жестких рамок, благодаря чему активно развивается и сегодня — в направлении регулярно появляются новые поджанры. Считается, что помимо Жюля Верна на жанр стимпанка оказали влияние такие фантасты как Герберт Уэллс, Марк Твен, Мэри Шелли и др. Если же говорить о художественном направлении, то узнаваемый стиль и формы стали популярны во всем мире. Как правило, работы «в стиле стимпанк» представляют собой редизайн современных предметов быта и включают в себя элементы промышленных производств — шестеренок, вентилей, рычагов. Тем самым они соединяют в себе элементы дизайна и мастерство викторианской эпохи.