19.10.2021 | Металлоснабжение и сбыт (оригинал материала)
21–23 сентября в Москве прошел 2-й Международный форум «Алюминий в архитектуре и строительстве» (AlumForum’2021). Его целью стало расширение возможностей применения алюминия в архитектурно-строительной практике, а именно при возведении жилых, общественных и производственных зданий, объектов транспортной инфраструктуры (метро, мостов, транспортно-пересадочных узлов).
Организаторами мероприятия выступили Алюминиевая Ассоциация, Союз архитекторов России и Союз московских архитекторов. Поддержку форуму также оказали Минпромторг России, Минстрой России, Правительство Москвы, НИЦ «Строительство», Российская академия архитектуры и строительных наук, компания Русал и др.
«Сегодня емкость российского строительного рынка для алюминия оценивается в 300 тыс. т в год. И мы уверены, что в ближайшие годы эта цифра будет только нарастать, чему есть ряд обоснований. Во-первых, продолжится эволюция качества и надежности продукта. Наши предприятия активно инвестируют в создание инновационных алюминиевых сплавов, следуя возрастающим запросам строительной индустрии. Параллельно ключевые компании, такие как Арконик СМЗ и Каменск-Уральский металлургический завод, ведут подготовку проектов расширения мощностей под нужды строителей. Во-вторых, есть национальная задача наращивать темпы ввода жилья, а значит, и объемов потребления основных материалов. Наконец, третье, и самое важное, — Россия, как и весь мир, реализует курс на декарбонизацию экономики. В этом контексте алюминий имеет отличные перспективы для того, чтобы стать краеугольным камнем реализации проектов безуглеродной архитектуры», — рассказал на открытии форума по видеосвязи глава Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Д. Мантуров.
Почти 25% реализуемого в России алюминия приходится именно на стройкомплекс.
Минпромторг России планомерно и системно реализует мероприятия нормативно-технического характера, а также меры по поддержке технологической модернизации отечественных производственных площадок. С целью увеличения внутреннего потребления алюминия Минпромторг России совместно с Алюминиевой Ассоциацией реализуют План мероприятий по стимулированию спроса на алюминиевые продукты на внутреннем рынке. По итогам 2020 г. объем потребления алюминия внутри страны составил 1 млн т. Одновременно с этим с момента действия плана Минпромторг России фиксирует прирост экспорта алюминиевых продуктов высоких переделов, который составил 41%.
Устойчивое развитие, новое качество инфраструктуры
В ходе стратегической сессии «Устойчивое развитие. Новое качество инфраструктуры» эксперты обсудили принципы устойчивого развития, на которых основывается современное «зеленое» строительство. Модератором сессии выступил А. Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково». Представляя главную тему сессии, он подчеркнул, что строительство, один из флагманов экономики, должно основываться на принципах устойчивого развития, подразумевающего сознательное ограничение расходования невозобновляемых природных ресурсов, создание малоотходных и безотходных технологий, замкнутых производственных циклов.
Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации М. Егоров высказал мнение о том, что в долгосрочной перспективе при эксплуатации зданий и сооружений, возведенных с использованием долговечных алюминиевых конструкций, можно достичь существенной экономии. Он также добавил, что алюминиевые конструкции будут иметь важное значение при достижении национальных целей по ежегодному улучшению жилищных условий не менее 5 млн семей и повышению в 1,5 раза качества городской среды к 2030 г.
Стимулы, благодаря которым расширяется применение алюминия в строительстве, назвал директор департамента металлургии и материалов Минпромторга России С. Машкауцан. Он отметил, что министерство планомерно реализует утвержденный Правительством РФ План мероприятий по развитию алюминиевой промышленности до 2023 г. Так, утверждено и актуализировано более 30 нормативно-технических документов, способствующих расширению использования алюминиевых решений в строительстве. Совокупность предпринятых действий позволила на 24% увеличить производство алюминиевых продуктов на территории страны в период с 2015 по 2021 г., и в перспективе до 2030 г. ожидается дальнейшее развитие.
Развивая ключевые тезисы сессии, Р. Андрюшин, заместитель генерального директора ОК РУСАЛ по продажам в России, СНГ и Китае, отметил, что алюминий недооценен потребителем как «возобновляемый» ресурс. Рециклируемость алюминия при его использовании в строительстве показывает безусловные преимущества по сравнению с аналогами. Обладая уникальными свойствами, алюминий — долговечный, экологичный и энергоэффективный материал, соответствующий целям устойчивого развития. Он должен занять достойное место в строительстве «настоящего и будущего».
Особое внимание участники стратегической сессии уделили темам «зеленого» строительства и «зеленого» финансирования.
О необходимости внедрять принципы «зеленого» строительства в практику проектирования, возведения и эксплуатации объектов недвижимости за счет средств госбюджета, в первую очередь для социально-значимых объектов (дошкольных, школьных и медицинских учреждений), говорил председатель Российского экологического общества Р. Исмаилов. По его словам, механизм «зеленых» закупок — критически важный вклад в реализацию долгосрочных отраслевых планов низкоуглеродного развития, способствующий повышению уровня экологической безопасности зданий и сооружений.
Директор департамента корпоративных отношений Банка России Е. Курицына сообщила, что банк готовит рекомендации, основанные на европейских подходах, содержащие метрики, показывающие ориентированность и приверженность компании целям устойчивого развития и учет ESG-факторов в своем бизнесе.
Тему «зеленого» финансирования как драйвера трансформации городов поднял в своем докладе и Э. Ферленги, председатель Координационного комитета проекта «Зеленая инициатива» и Комитета по энергетике Ассоциации Европейского Бизнеса. Он напомнил, что в России рынок «зеленого» финансирования начал создаваться только в последние два-три года. И если сейчас на Московской бирже обращается около 23 млрд руб. облигаций, то рынок ESG-финансов в 2020 г. превысил $1 трлн.
О вызовах в эпоху «зеленой» экономики, которые ставит перед собой Русал, рассказала Н. Альбрехт, заместитель генерального директора En+ Group по управлению персоналом. Она заявила о планах по строительству 4,5 тыс. квартир для персонала в регионах присутствия с максимальным использованием рециклируемого алюминия. Фактор среды обитания очень важен для сотрудников любой компании, поэтому, по словам Н. Альбрехт, помимо строительства квартир перед Русалом стоит задача по развитию социальной инфраструктуры.
Новые тренды в мостостроении и дорожной инфраструктуре
Основной темой обсуждения стал Национальный проект «Безопасные качественные дороги» как основной драйвер развития дорожного хозяйства России. Также на повестку дня был вынесен вопрос применения инновационных технологий и материалов в мостостроении при реализации федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть». Модератором сессии стал руководитель направления транспортной инфраструктуры Алюминиевой Ассоциации Е. Васильев.
Генеральный директор Ассоциации «РАДОР» И. Старыгин отметил, что в настоящее время алюминиевые конструкции уже находят свое применение в дорожном хозяйстве, и это направление имеет хорошие перспективы.
Кроме того, он рассказал о задачах, стоящих перед дорожным хозяйством России на период 2020—2030 гг. В частности, речь шла о реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», о формировании и приведении в нормативное состояние опорной сети дорог, о восстановлении аварийных и предаварийных мостов, о строительстве обходов городов и ликвидации железнодорожных переездов в одном уровне. «При этом, — отметил он, — пристальное внимание уделяется дорожному хозяйству субъектов РФ: неслучайно в текущем году федеральный проект „Дорожная сеть“ был трансформирован в федеральный проект „Региональная и местная дорожная сеть“».
По словам И. Старгыгина, в рамках реализации национального и федеральных проектов значительный объем работ предстоит выполнить на искусственных сооружениях. Так, на текущий момент более 1 тыс. мостов на региональной дорожной сети находятся в аварийном состоянии, свыше 3 тыс. — в предаварийном. Особенно остро проблема стоит в Приволжском федеральном округе: здесь количество аварийных мостов составляет 170, предаварийных — 1,329 тыс.
Нельзя забывать и о малых искусственных сооружениях — о деревянных мостах, не учитывающихся сегодня в федеральной статистике, а между тем их количество в регионах очень велико и большинство из них также требуют восстановления. «Применение алюминия на таких объектах — одно из ключевых направлений нашей совместной работы», — сказал И. Старыгин.
Об опыте использования алюминиевых конструкций в региональном дорожном хозяйстве рассказали представители органов управления автомобильными дорогами субъектов Тульской и Нижегородской областей, а также Красноярского края.
Алюминиевая Ассоциация работает над совершенствованием нормативной базы применения алюминиевых решений в мостостроении. И эта работа имеет заметные результаты: за последние три года в Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске и Туле уже установлено восемь пешеходных мостов из алюминиевых сплавов. И подобный опыт успешно перенимают другие регионы.
В настоящее время на повестке дня также алюминиевые автодорожные мосты. Их широкое внедрение в практику мостостроения будет способствовать развитию дорожной инфраструктуры в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Алюминиевые решения в художественном образе станций метро
Руководитель мастерской Архитектурного отдела Метрогипротранса, главный архитектор многих станций Московского метрополитена Л. Борзенков рассказал о применении алюминиевых решений в декоре и облицовке современных станций.
По его словам, алюминиевые панели и профили позволяют создавать крупноформатные элементы, а это к тому же ускоряет процесс монтажа и демонтажа. Кроме того, алюминий пластичен. С его помощью можно создавать гнутые формы и изготавливать сложные поверхности. Он стойкий, долговечный и практически негорючий, что особенно важно для транспортной инфраструктуры. Класс пожароопасности изделий из него — КМ1—КМ0.
С точки зрения архитектурного стиля «крылатый металл» отлично вписывается в хай-тек, которому соответствуют большинство новых и строящихся станций.
Л. Борзенков отметил широкую вариативность применения алюминиевых решений (анодированный лист, перфорированные кассеты, большеформатные панели с принтом и т.д.).
«С алюминием можно экспериментировать и задавать ему различные формы. На него хорошо наносятся изображения. Так, на многих новых и строящихся станциях мы уже сделали рисунки. Раньше нанесение изображения на любую поверхность было трудоемким процессом, и всегда это была ручная работа художника — будь то фреска, мозаика или рисунок на керамической плитке. Сейчас современные технологии позволяют легко нанести долговечную печать, которая будет устойчива к воздействию моющих средств и агрессивной среде. К тому же велико разнообразие рисунков. Это может быть отсканированный рисунок художника, компьютерная графика или даже фотография», — добавил Л. Борзенков.
И действительно, сегодня печать на алюминиевых панелях можно увидеть на многих новых станциях Московского метрополитена: на Большой кольцевой линии от станции «Шелепиха» до станции «Савеловская», на станциях «Мичуринский проспект» и «Лефортово», на строящихся станциях «Стромынка», «Пыхтино» и «Внуково».
Алюминиевые профили — не менее важный элемент витражных конструкций, и во многих случаях они незаменимы. Также очень хорошо себя зарекомендовали алюминиевые кровельные системы, позволяющие выполнять без стыков сложные кровли, особенно с криволинейной поверхностью. «В конструктивном плане в строительстве алюминий не заменит сталь или железобетон, а вот тенденция использования алюминия при облицовке станций метро будет продолжать развиваться», — резюмировал Л. Борзенков.
Обзор подготовил Николай Николаев