23.08.2023 | RollingStock (Опубликовано в альманахе «Тренды рынка подвижного состава» к международному железнодорожному салону «PRO//Движение.Экспо» 2023 года)
Россия: В 2022 году в структуре выпуска грузовых вагонов произошли значительные изменения. На фоне вызванной СВО и дефицитом кассетных подшипников корректировки производственных планов ряда игроков крупнейшую долю в 21% на рынке заняла «РМ Рейл». Также в ушедшем году стали заметны результаты агрессивного подхода компании к НИОКР последних лет. О текущей работе производителя и его планах по развитию бизнеса ROLLINGSTOCK рассказал генеральный директор «РМ Рейл» Максим Тевс.
– Максим Валентинович, три года назад озвучивалось, что основная цель компании в вагоностроительном сегменте на период до 2022-2023 годов — удержание доли рынка. В чем заключается ваша стратегия сегодня с учетом результатов 2022 года?
– На ближайшие годы наша стратегия будет ориентирована на удержание лидирующего положения и наращивание доли рынка в сегменте специализированных грузовых вагонов. Она включает вывод на рынок новых моделей, в том числе на нашей тележке 18-9891 с осевой нагрузкой 25 тс. Будем расширять линейку уникальных вагонов и применение легкосплавных материалов. Другие шаги — повышение качества продукции, развитие собственной ресурсной базы и инжиниринга, освоение компонентов. Также формируем сервисную модель бизнеса и комплексное предложение в соответствии с запросами ключевых заказчиков. Дополнительно мы продолжаем работать в части диверсификации путем наращивания доли на рынках нефтехимического оборудования, контейнеров и блочно-модульных зданий.
– Планируется ли дополнительное расширение производственных мощностей по выпуску грузовых вагонов?
– В настоящее время наши производственные площадки полностью загружены. Расширение мощностей идет за счет оптимизации и партнерства с другими предприятиями отрасли.
– Почти все промышленники говорят сегодня о возникших существенных проблемах с производственными и конструкторскими кадрами. В марте управляющий директор «Рузхиммаша» Валерий Ларин сообщал об открытых 400 вакансиях. Насколько острой остается эта проблема и как ее решаете?
– Как и другие, мы также испытываем нехватку специалистов рабочих профессий и инженерно-технического персонала. Количество открытых вакансий в Рузаевке сохраняется примерно на том же уровне: на ситуацию влияет и сезонность, и растущие объемы производства. Так, сегодня нам особо нужны сварщики, слесари, маляры, машинисты кранов, сверловщики, вальцовщики, операторы станков с ЧПУ.
Однако проблема нехватки рабочих не нова, мы ее решаем уже несколько лет. Так, на базе «Рузхиммаша» создана Фабрика знаний и умений. По сути это корпоративный институт рабочих профессий, который обеспечивает обучение по 14 направлениям. Он оснащен необходимым оборудованием, например VR-тренажерами, которые позволяют оперативно овладевать рабочими специальностями. Там мы не только обучаем новый персонал, но и осуществляем переподготовку уже работающих у нас специалистов.
Большие надежды возлагаем на федеральный проект «Профессионалитет», предназначенный для студентов среднего профессионального образования. Участвовать в нем мы начали в 2022 году. У нас на «Рузхиммаше» появится производственно-образовательный модуль, который будет оснащен самым современным оборудованием — листогибочным прессом, установкой плазменной резки, сварочным роботом, токарным обрабатывающим центром и другим. Это позволит учащимся освоить передовые технологии в машиностроении и быстро адаптироваться при последующем трудоустройстве.
– Готовите ли к выводу на рынок предложение по поставкам вагонов с контрактом жизненного цикла?
– Пока оцениваем спрос и формируем свое видение подобных контрактов. Изучаем опыт коллег и адаптируем его.
– В 2022 году завод «Рузхиммаш» показал значительный рост по выручке и прибыли. Каких финансовых результатов ожидаете по итогам этого года?
– На финансовый результат предприятия могут повлиять многие факторы. Так, у нас существенно выросли издержки, увеличился фонд оплаты труда. Конечно, есть целевые цифры по бизнес-плану, но озвучивать их считаю преждевременным.
– В 2022 году значительную долю в структуре реализации «РМ Рейл» заняли полувагоны и фитинговые платформы. Каких изменений в структуре реализации в разрезе родов вагонов ожидаете в ближайшие годы и какую долю должны занять вагоны с осевой нагрузкой 25 тс?
– В этом году у нас акцент на специализированном парке. Это цистерны для нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов, химических грузов, а также хопперы для зерна, удобрений и цемента. На эти вагоны будем делать ставку и далее, расширяя их модельный ряд указанными вами вагонами 25 тс. В среднесрочной перспективе ожидаем, что доля вагонов 25 тс в нашей реализации будет достигать до 40%, однако это зависит от структуры спроса и потребностей клиентов.
– Насколько существенно сказался дефициткассетных подшипников на «РМ Рейл»?
– В минимальной степени: мы применяем другой тип подшипников, произведенных на российских предприятиях. Однако сложившаяся ситуация, конечно, стала причиной настоящего коллапса в отрасли в начале года.
– Насколько ощутим стал эффект санкционного давления для цифровой инфраструктуры и организации производства в «РМ Рейл»?
– Большинство наших бизнес-процессов изначально выстраивались на отечественном программном обеспечении, поэтому в этой части мы не ощутили существенного давления. Но под риски попало ПО для производственного оборудования, ПО для управления базами данных и операционные системы, CAD- и CAE-системы инженерных подразделений. На первом этапе весь иностранный софт был отключен от обновлений и заблокирована возможность удаленного подключения к системам.
Сейчас мы ведем работу по соответствующему импортозамещению. В качестве CAD и CAE тестируем отечественные аналоги — nanoCAD и «Логос». Также с компанией «Энси» тестируем замену ЧПУ на производственном оборудовании, активно общаемся с разработчиками и даем свои пожелания по доработке функционала.
– Как движется проект алюминиевого хоппера и какой объем выпуска запланирован?
– В этом году мы планируем провести дополнительную опытную эксплуатацию нашей улучшенной модели алюминиевого хоппера модели 19-1299 совместно с клиентами — крупнейшими химическими компаниями России. Отмечу, что это доработанная версия алюминиевого вагона: первая модель — 19-1244 — уже была в опытной эксплуатации и была обновлена в соответствии с замечаниями и пожеланиями наших клиентов. Так, был увеличен объем кузова до 111 м3, повышена грузоподъемность до 79 т, увеличен срок службы до 40 лет. Мы планируем начать поставки улучшенного хоппера на рынок с 2024 года.
– На каком этапе находится другой проект — по созданию тележки и вагонов для скорости 140 км/ч, работе над которыми было посвящено соглашение, подписанное вами с РЖД в 2022 году?
– На сегодняшний день совместно с представителями научного сообщества разработано два технических задания на тележку для скоростного грузового подвижного состава и ее концепт. Они уже согласованы с представителями РЖД и крупнейших операторов вагонов.
Дальнейшая реализация проекта требует значительных финансовых вложений, а для оценки его экономической целесообразности необходимо решить ряд принципиальных вопросов по тарифной политике, нормативной базе и тяге. Сейчас совместно с РЖД прорабатываем эти вопросы.
– РЖД также анонсировали, что к концу 2023 года запланирован выпуск опытных сцепных восьмиосных цистерн. Среди вагоностроителей такое решение есть только у «РМ Рейл» — вагон модели 15-9892. На каком этапе работа по нему сейчас находится?
– Мы занимаемся сертификацией данного вагона и планируем получить сертификат на восьмиосную цистерну в первой половине 2024 года. На вагон есть заказчик, с ним заключен контракт на разработку и постановку на производство. Все работы были проведены в сжатые сроки, учитывая значимость темы для государства. Проект реализован при участии отраслевых институтов и РЖД. Дальнейшие объемы поставок таких вагонов в адрес наших партнеров на текущий момент находятся на этапе обсуждения.
– Насколько мне известно, «РМ Рейл» ведет работу над выводом на рынок своего рефрижераторного вагона. В какие сроки его планируется сертифицировать?
– Да, мы сегодня осваиваем сегменты изотермических вагонов и контейнеров. На салоне «PRO//Движение.Экспо» будет показан наш новый изотермический вагон-термос модели 16-1239 для транспортировки скоропортящихся грузов. А в 2024 году планируем представить рынку свой автономный рефрижераторный вагон модели 16-1247 с улучшенными техническими характеристиками.
Он будет иметь максимальную грузоподъемность 60 т и максимальный объем полезного внутреннего пространства 132 м3. Дополнительно вагон будет оборудован дистанционными стойками, напольными решетками и воздуховодом вдоль грузового помещения. Считаем, что в этой модели реализовано оптимальное соотношение массы тары и грузоподъемности, что позволит максимально использовать объем кузова для перевозки скоропортящихся грузов в автономном режиме с поддержанием необходимой температуры. Сейчас создается опытный образец, цикл необходимых испытаний и сертификация намечены на 2024 год.
– «РМ Рейл» ведет и активные работы в части интеграции систем телематики в грузовой вагон, в том числе в алюминиевые хопперы 19-1299. В каком состоянии сейчас этот проект?
– Действительно, мы реализовали первый этап создания системы «Цифровой умный вагон» для грузового подвижного состава. Это наше направление работ по внедрению технологий интернета вещей, IoT, в конструкцию вагонов. Основой указанной системы является блок устройства мониторинга и диагностики, прикрепленный к буксовому узлу. Этот блок позволяет в онлайн-режиме отслеживать местоположение вагона, ряд параметров его работы. Предварительные испытания подтвердили эффективность выбранной системы, она уже интегрирована в наше производство.
Такими блоками сенсоров будет оснащена первая партия вагонов на тележке 18-9891, а опытно-производственная эксплуатация намечена на четвертый квартал этого года. Также в настоящее время совместно с заказчиком занимаемся обучением персонала эксплуатации устройства и работе с его программным обеспечением.
– По вашим оценкам, насколько сегодня выполняются планы государства по развитию рынка газомоторного топлива и какой спрос на тару для сжиженного природного газа (СПГ) — танк-контейнеры, цистерны — ожидаете в ближайшие годы?
– Согласно принятой Правительством России дорожной карте развития малотоннажного СПГ и газомоторного топлива в России до 2035 года, в прошлом году в стране должно было быть 24 действующих объекта газозаправочной инфраструктуры. Сейчас их больше — более 30 — и основная часть СПГ перевозится в специализированных автомобильных цистернах.
В этом году спрос на танк-контейнеры для СПГ начал расти и в ближайшее время будет увеличиваться. Драйверами спроса на тару для СПГ являются как рост его потребления в качестве газомоторного топлива, так и необходимость газоснабжения удаленных территорий, генерации электроэнергии и тепла и замещения более дорогостоящих топлив, экспорт — также требуют транспортировки в цистернах и танк-контейнерах.
– А какие перспективы видите по таре для водорода с учетом всех произошедших экономических и геополитических событий?
– Актуальность развития водородной энергетики в России в настоящее время сохраняется. Потенциальные экспортные рынки сбыта меняются, однако прогнозы объемов поставок водорода на внешние рынки не снижаются и остаются актуальными. Значение имеют и способы транспортировки водорода: сейчас их несколько — по газовым трубопроводам с подмешиванием в природный газ, в виде аммиака с последующим выделением водорода, в жидком состоянии в танкерах-газовозах и танк-контейнерах. Будут развиваться водородная энергетика и инфраструктура потребления небольшими клиентами, а с ними будет значительно увеличиваться и потенциал транспортировки водорода в танк-контейнерах.
– Какие экспортные цели сейчас стоят перед «РМ Рейл»?
– Внешнеэкономическая деятельность в текущих условиях жестких ограничений и политического давления недружественных стран крайне затруднительна и сопряжена со многими вызовами. Мы не отказываемся от развития внешнеэкономической деятельности, но при этом внимательно оцениваем все риски и возможности пути развития экспорта в новых реалиях.
– С вашей точки зрения, насколько высок риск выхода китайской CRRC и других «дружественных» игроков на российский рынок грузовых вагонов с учетом текущих геополитических реалий?
– Оцениваем его как низкий. Наш рынок характеризуется высокой степенью технического регулирования, жесткой конкуренцией, наличием долгосрочных и устоявшихся отношений между производителями и заказчиками грузовых вагонов. Сложности для проникновения к нам создают также необходимость вложить значительное финансирование и время в испытания и сертификацию подвижного состава.
Интервью брал Сергей Белов, главный редактор ROLLINGSTOCK Agency