28.03.2019 | Алюминиевая Ассоциация
Кэнго Кума по праву считается уникальным архитектором современности. Он чтит традиции японской архитектуры, успешно сочетая их с передовыми методами проектирования. Постройки мастера предельно просты и органично вписаны в окружающую среду. Он очень любит работать с натуральными материалами. Зодчий убежден, что здание не должно вступать в конфликт с окружающей средой, тем более доминировать над ней.
Кэнго Кума родился в 1954 году в японской префектуре Канагава. Увлечение архитектурой появилось у мальчика уже в 10 лет после просмотра телевизионной передачи о строительстве спортивного стадиона в Токио к Олимпиаде 1964 года.
В 1979 году Кума окончил архитектурное отделение Токийского университета, а в 1985–1986 годах продолжил обучение в аспирантуре Колумбийского университета. В 1987 году архитектор основал мастерскую «Spatial Design Studio», которая стала «базой» для появившейся в 1990 году компании «Kengo Kuma & Associates». Сегодня Кума держит еще офис в Париже, откуда ведутся его европейские проекты.
Господин Кума обратился со словами приветствия и поддержки к участникам и гостям I Международного форума «Алюминий в архитектуре и строительстве 2019» и любезно согласился дать интервью о своем отношении к алюминию и применению его в своих работах.
В самое ближайшее время в Москве состоится международный форум, на котором речь пойдет о роли алюминиям в архитектуре. Что вы думаете о важности, значимости подобного мероприятия?
Действительно, наступает время, когда роль материалов в архитектуре станет очень важной. Я думаю, очень важно, что и технические специалисты, и дизайнеры концентрируются на теме материалов.
Господин Кума, Вы создаете новые формы и новые смыслы с использованием разных материалов. В ваших работах вы широко используете алюминий, превращая его то в пористый камень, то в трехмерные «складки», вид которых меняется, в зависимости от угла зрения и света. Почему вы выбирали алюминий для самых разных проектов? Какие эстетические и архитектурные задачи может решить алюминий?
Я думаю, главное, что алюминий может дать архитектуре, - это ощущение легкости. Алюминий очень пригождается, когда хочется придать архитектуре парящую легкость. Поэтому, когда мне нужно заставить здание буквально парить в воздухе, я использую именно алюминий. Еще алюминий дает очень выразительные линии, границы. В моей архитектуре очень важны резкие, четкие линии, границы. И чтобы их подчеркнуть, я использую алюминий.
Господин Кума, в своих проектах вы часть используете экраны, заборы, перегородки из различных материалов. Например, возле прекрасного здания музея изобразительных искусств рядом с озером Тайху в Китае располагается экран. Почему для этого проекта вы выбрали алюминий? Не могли бы Вы также немного рассказать о технологии изготовления экранов?
Я вообще хочу вернуть в архитектуру экраны и перегородки. Раньше в традиционной архитектуре всегда использовали разные перегородки, контролировали внутреннее и внешнее пространство. Я считаю, что это крайне необходимая человеку вещь. Кстати, 20 век стал эпохой бетона и стекла. Никаких перегородок, экранов... Мне захотелось возродить их. И я использую алюминий. Если говорить о причинах, то главная причина в том, что легкость, присущая алюминию, позволяет не делать перегородки тяжелыми. Для перегородок, экранов важна легкость. Алюминий – отличный материал для этого.
Музей Синьцзинь-Чжи
Не могли бы вы немного подробнее рассказать об этом проекте в Китае?
Для проекта возле озера Тайху в Китае я использовал L-образный алюминиевый профиль. Соединяя части профиля, я сконструировал экран. И одновременно тот же материал пошел и на изготовление крыши здания. Интересная особенность этого L-образного профиля – даже при небольшом изменении угла зрения теневые участки меняются. Цвет теней, падающих на алюминиевый материал, придает форме еще большую глубину. Весь дизайн этого китайского проекта продумывался вокруг темы «Алюминий и тени».
Господин Кума, Вы создали целую лабораторию, чтобы понять свойства различных материалов. Есть ли алюминий среди материалов, которые вы там изучаете? И какое самое главного преимущество, сильная сторона алюминия? Самая важная особенность? Для каких архитектурных задач алюминий наиболее эффективен?
Я считаю свое проектное бюро скорее научной лабораторией. Лабораторией для изучения различных материалов. Среди других материалов изучаю и алюминий, делаю с ним разные вещи. Например, с помощью процесса анодирования мы придаем алюминию металлический блеск. Или непосредственно на алюминии пропечатываем древесные узоры, чтобы получилась фактура «под дерево». Алюминий очень к этому расположен. Вообще, и дерево, и алюминий – это очень легкие материалы. Из них можно создавать любые формы. Поэтому древесная фактура хорошо ложится на алюминий. В последнее время я использую очень много алюминия именно с такой напечатанной древесной фактурой. Он подходит и для перегородок, и для конструкций строений. Действительно, алюминий легкий и прочный, поэтому его можно использовать и для каркасов зданий, и для экранов, перегородок. Именно этой своей двойственностью он и интересен, я думаю.
Господин Кума, а что ваши коллеги думают об алюминии? В Японии как в основном применяют алюминий в архитектуре? Может ли японский опыт быть интересен за рубежом и, в частности, в России?
В Японии алюминий – это родной и любимый материал. Характером он очень подходит Японии. Японцы всегда любили древесные материалы. И алюминий обладает той же легкостью и четкостью линий, которые присущи дереву. Я считаю, что в современной архитектуре японцы научились очень умело применять алюминий. В России я также реализую свои проекты и также использую алюминий. Поверхность алюминия воспринимает окружающие цвета, поэтому мы видим еще одну интересную особенность алюминия – в разные времена года, в разные сезоны он выглядит немного по-разному.
Я думаю, для архитектора очень важно ощущение пространства. Может быть, оно даже важнее материалов и технологий. То есть ощущение пространства стоит на первом месте, а материалы и технологии на втором. Возможно ли, чтобы все изменилось с точностью до наоборот? Например, бывает ли так, что Вы оцениваете, каким образом решить пространство, в котором уже есть такой-то определенный материал? Может ли алюминий стать таким материалом?
В архитектуре 20 века на первом месте была форма, на втором – пространство, и на третьем – материалы. Но я думаю, что в дальнейшем материалы станут самым главным. Ведь именно материалы непосредственно соприкасаются с человеком, человеческим телом, воздействуют на него. Материалы несут в себе информацию, посыл. Ингредиенты для приготовления пищи и строительные материалы – это, по сути, одно и то же. Когда мы готовим еду, нас больше интересует не как нарезать мясо, а какой у него будет вкус. Так и в архитектуре. Я считаю, что эпоха, когда нас будут больше интересовать материалы, а не формы, уже началась.
Господин Кума, а что ваши клиенты думают об алюминии? Как они реагируют на этот материал?
В моем проектном бюро очень много алюминия. При строительстве нового олимпийского стадиона также используют много алюминия. Здания, построенные с применением алюминия, не будут тяжелыми. Клиенты понимают, что, если здание выглядит тяжеловесным, это отражается и на нашем настроении, делает его тяжелым. Поэтому большинство моих клиентов рады тому, что с помощью алюминия можно сделать здание легким и мягким.
Если говорить о современных мировых тенденциях в архитектуре, какие из них вас привлекают? И как вы думаете, какие тенденции найдут свое место в России?
В мировой архитектуре сейчас такое время, когда строения стремятся сделать еще более легкими, а толстые стены - тонкими. Поэтому я и использую много дерева и алюминия. В России очень суровый климат, и именно поэтому важно не делать строения тяжелыми, важна легкость в архитектуре. Я полагаю, в скором времени и в российской строительной промышленности алюминий станет очень важным материалом.
Какими должны быть города? Каким вам представляется совершенный, идеальный город? Есть ли на карте мира такие города?
Что я думаю о городах?.. В 20 веке города строили для автомобилей. Сейчас же начинают строить города для людей. С улицами то же самое. Необходимо строить улицы для людей, а не для машин. И в таком случае материалы для обустройства придорожного пространства опять выходят на первый план. Нужно использовать не бетон и железо, а алюминий и дерево, то есть увеличивать количество материалов, приятных человеку. В старинных традиционных городах по всему миру есть районы с узкими улицами. Машины туда практически не заезжают, поэтому они функционируют как города для людей. Я очень люблю такие места с узкими улочками. Например, в Токио мне очень нравится район Кагурадзака. Именно такие районы по всему миру начинают пользоваться популярностью. Кстати, у нас появилось много проектов строительства отелей в таких районах. В районах, где все очень близко друг к другу, где такая интимная обстановка.
Есть ли у вас идеи относительно новых способов использования алюминия в ваших следующих проектах?
Алюминий применяется не только для отделки зданий. Его можно использовать для различных конструкций при строительстве, для изготовления мебели... Я думаю, сфера применения алюминия будет расширяться. Из алюминия можно изготовить и маленькие предметы, и большие объекты. В этом его отличие от бетона и других материалов. Я хочу работать именно в этом направлении – заставить алюминий проявлять себя и в больших, и в малых формах.
Не могли бы вы раскрыть профессиональный секрет? Как вы разрабатываете концепцию архитектурного пространства?
Когда я создаю какое-то здание, самым важным для меня является то, как будет ощущать себя человек, находящийся в этом пространстве. Для этого у меня есть секретный прием. Я обязательно делаю реальный макет. При изготовлении макета использую реальные материалы. Например, здесь будет алюминий, здесь дерево, а там камень. Делаю его в натуральную величину. И сразу понятно, что почувствует человек, увидев это. Я думаю, мало кто проектирует таким образом. Какое бы строение я ни проектировал, я обязательно делаю его макет. И в процессе всегда стараюсь отслеживать свое отношение к тем или иным материалам.
Какое у вас самое любимое здание или сооружение?
Любимое здание... Архитектуру 20 века я не очень люблю. А вот в старинной архитектуре нахожу довольно много любопытного. Раньше при строительстве использовали разнообразные материалы. И в эти материалах живет мастерство архитекторов. Сейчас нужно снова возродить Мастера.
Какие материалы будут наиболее подходящими для города, который стремится к улучшению окружающей среды?
Действительно, бетонные сооружения не раз создавали экологические проблемы, поэтому нужно вместо бетона использовать другие материалы и улучшать экологию. Я считаю, что с этой точки зрения наиболее перспективен именно алюминий.
Когда вы в последний раз были в России?
В прошлом году я один раз был в России. Сейчас наши проекты реализуются в Москве и Иркутске, поэтому я хотел бы чаще бывать в России.
Как вы можете оценить архитектуру и атмосферу российских городов? Где вы успели побывать в Москве? Понравилось ли что-то особенно? Вы бывали и в других городах? Расскажите об их архитектуре, атмосфере.
Я бывал в Санкт-Петербурге, в олимпийском Сочи. В разных городах. Интересно, что в российских городах, если присмотреться, очень много старины. Я думаю, этим можно умело пользоваться, можно сочетать старину и современность и создавать интересные города. В Иркутске есть старая площадь, старинные церкви, которые, вместе с природой региона, с озером Байкал, являются очень привлекательными. Если добавить меж ними новую современную архитектуру, появится особая атмосфера, которая до сих пор свойственна России и аналогов которой нет в мире. Было бы хорошо еще больше подчеркнуть это оригинальную, своеобразную атмосферу с помощью современной архитектуры.
И последний вопрос. В 2016 году Вы завершили проектирование жилого квартала на Кутузовском проекте в Москве. Не могли бы Вы рассказать о концепции этого проекта? Насколько сейчас продвинулся этот проект?
Мы начали проектировать этот объект до 2016 года. В этом проекте мы работали над задачей, которая еще не реализовывалась при строительстве жилья в России. Мы создавали пространство в единстве с природой. И вот в это объединенное с природой пространство мы поместили и коммерческие зоны. То есть мы стараемся создать пространство, в котором есть природа, в котором приятно работать и спокойно жить. Разрешение на проект получено, работы идут по плану. Я с нетерпением жду, когда он будет завершен.