29.11.2016, "Коммерсант тематические приложения"
Автор: Дмитрий Смирнов
На фоне снижения внутреннего спроса на алюминий производство алюминиевых предприятий в России растет за счет переориентации на экспорт. Переломить эту тенденцию была призвана ассоциация "Объединение производителей, поставщиков и потребителей алюминия" (Алюминиевая ассоциация), которая при поддержке Минпромторга РФ с декабря 2015 года объединила крупнейшие предприятия алюминиевой отечественной отрасли. Иван Матеров, председатель Алюминиевой ассоциации, подводит первые итоги и намечает пути развития этой организации.
- Какие тенденции минувшего года вы бы выделили?
- Несмотря на продолжающееся сжатие российского рынка в целом, мировой спрос на алюминий вырос. И российская алюминиевая отрасль ищет новые возможности для развития в текущих условиях. На фоне снижения внутреннего спроса производство алюминиевых предприятий растет за счет переориентации на экспорт (В 2015 году в России было произведено 3,645 млн тонн первичного алюминия, из них 80% предназначалось на экспорт.- "Ъ"). По сравнению с прошлым годом рост экспорта в 2016 году увеличился на 12-15%. При этом интерес к внешним рынкам, как правило, более высококонкурентным, заставляет отечественных производителей уделять больше внимания качеству своей продукции. Неслучайно в структуре экспорта превалирует высокотехнологичная продукция: алюминиевые прутки и плиты для машиностроения и транспортостроения, профили для светопрозрачных конструкций, алюминиевая упаковка (банка), алюминиевые колесные диски, в том числе для поставок на конвейеры автопроизводителей в Европе и так далее.
- Есть ли у ассоциации реальные инструменты подъема спроса на алюминий внутри страны?
- За первый год работы Алюминиевой ассоциации были созданы возможности широкого диалога внутри отрасли, произошло более реалистичное осознание общих проблем и выработаны направления поиска их решений. Совместно с Минпромторгом были подготовлены программа стимулирования развития отрасли и "дорожная карта" на 2017-2018 годы. Кроме того, ассоциация активно участвует в обновлении стратегии развития цветной металлургии до 2030 года.
К концу первого года работы общее количество членов ассоциации превысило 50. В течение следующего года мы ожидаем, что это число удвоится. При этом к ассоциации присоединились большинство крупнейших производителей алюминиевой продукции-лидеров в своих сегментах рынка.
Ассоциация открыта для международного сотрудничества. К настоящему времени мы подписали соглашения с Китайской алюминиевой ассоциацией, Ассоциацией стран Залива, сотрудничаем с Алюминиевой ассоциацией США.
При поддержке последней, например, реализуется проект "Алюминиевая долина" по организации особой экономической зоны в Красноярском крае, ориентированной именно на производство алюминиевой продукции высоких переделов. К проектам в рамках "Алюминиевой долины", где будет развиваться переработка высоких переделов, также высокая заинтересованность со стороны китайских инвесторов, переговоры с которыми достигли уже очень высокой стадии взаимодействия.
К сожалению, текущая нормативная база применения алюминиевых сплавов в стране устарела и требует коренной переработки. Наиболее чувствительно это для строительной отрасли. Например, в России вообще отсутствует нормативная база для применения алюминиевых сплавов при строительстве мостов, в то время как во всем мире строительство легких, быстровозводимых, красивых и долговечных мостов, наоборот, активно развивается. И разработанные совместно с Минпромторгом план мероприятий и "дорожная карта" как раз в значительной степени направлены на восполнение пробелов существующей нормативно-правовой базы.
Не все происходит так быстро, как хотелось бы. Мы рассчитываем, что согласование плана мероприятий и "дорожной карты" упорядочит процесс изменений в отрасли и ускорит принятие необходимых решений. Помимо пересмотра нормативной базы необходимо также повышение эффективности тарифного регулирования, антидемпинговых расследований, создание новых механизмов сертификации и лицензирования профилей и дисков, облегчение доступа к финансированию инвестиционных проектов отрасли и оборотного капитала при экспорте.
- Какова мировая конъюнктура на рынке алюминия?
- Мировой алюминиевый рынок в 2016 году вернулся к дефициту: впервые за долгий период объем спроса хоть ненамного, но превысил предложение. В ближайшие годы не ожидается нового роста производственных мощностей, поэтому и следующие несколько лет, скорее всего, рынок будет оставаться дефицитным, что будет компенсироваться накопленными запасами. В целом это позитивная ситуация, которая приведет к стабилизации мировых цен на алюминий.
- Какая продукция сейчас в тренде?
- Рост популярности алюминия, который можно наблюдать в последнее время, связан с повышением внимания к экологии, ростом интереса к полностью перерабатываемым материалам, а также долговечностью алюминиевых конструкций при отсутствии необходимости дополнительных вложений на протяжении жизненного цикла.
Главным локомотивом развития потребления является транспортостроение. Так, более легкие алюминиевые конструкции позволяют увеличить скорость и грузоподъемность транспортных средств и срок их эксплуатации наряду со снижением расхода топлива и объемов вредных выбросов. Это касается всех видов транспорта: и авиа, и железнодорожного, и автомобильного.
Широкие возможности у применения алюминиевых конструкций в строительстве, где немаловажное значение также имеют экологичность, ресурсная экономия и долговечность материалов. И этим свойства алюминия как конструкционного материала не исчерпываются, поэтому уже в ближайшем будущем стоит ожидать появления новых сплавов и композитных материалов на его основе, в том числе в виде порошков для аддитивных технологий.