08.12.2023 | PROmetall.info
В мае Правительство РФ утвердило План мероприятий по стимулированию спроса на продукцию алюминиевой промышленности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года. Одним из ключевых пунктов этого документа является подготовка и реализация региональных программ по применению высокотехнологичных конструкций и изделий из алюминия и сплавов на его основе в различных сферах — от транспортной инфраструктуры и жилищного строительства до объектов здравоохранения и образования. О том, что уже реализовано в этом направлении и какие шаги необходимо будет сделать в ближайшие месяцы, в интервью изданию «Про Металл» рассказала председатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская.
— Ирина Сергеевна, с какими основными вызовами сталкивается сегодня алюминиевая отрасль?
— Россия занимает второе место по объёмам производства первичного алюминия после Китая. Сейчас это 4 млн тонн в год, или 5,6% мирового производства. При этом только четверть этого объёма потребляется на внутреннем рынке. Это связано как с недостаточными мощностями высоких переделов, так и с низким уровнем внутреннего спроса. А ведь применение алюминия обеспечивает технологическую независимость страны. Сегодня важно определить проекты, которые являются ключевыми для обеспечения технологического суверенитета, а также номенклатуру, которую можем производить в стране.
Существенная проблема — это отсутствие «культуры потребления» алюминия и перерабатывающих мощностей. Особенно остро вопрос встал в связи с ростом заказов на новые виды продукции. Как никогда ранее мы стали ощущать нехватку перерабатывающих мощностей, необходимых, чтобы обеспечить спрос на новую алюминиевую продукцию. Развитие алюминиевой отрасли тормозит и дефицит квалифицированных кадров. Особенно остро ощущается нехватка компетенций по сварке и литью алюминия. Решить эту проблему позволит запуск национального проекта подготовки кадров для инновационных отраслей.
— Что сегодня происходит со спросом на внутреннем рынке и как изменился состав главных потребителей алюминия в стране?
— Наибольшее потребление обеспечивают строительная отрасль, энергетика и упаковочный бизнес. В 2023 году спрос внутри страны значительно вырос и даже обогнал уровень 2021 года, однако производство алюминиевых продуктов так до конца и не восстановилось, что связано с выпавшими объёмами экспортных поставок продукции высоких переделов. Состав главных потребителей не изменился, можно говорить только о некотором изменении в номенклатуре выпускаемой продукции, что связано со снижением экспортных поставок и потребностью в импортозамещении в машиностроительных отраслях.
Ирина Казовская до назначения на должность сопредседателя, а потом председателя Алюминиевой ассоциации занимала руководящие посты в компаниях «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», «ЮКОС», «Газпром», «Группа ГАЗ», «РАИнКо», НКО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и объединении российских предпринимателей «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса». Она закончила факультет «Финансы и кредит» РЭА, а также получила степень MBA в Стокгольмской Школе Экономики
— Получается, что потенциал внутреннего спроса далеко не исчерпан?
— Согласно стратегическим целям Алюминиевой ассоциации, потребление крылатого металла на внутреннем рынке должно вырасти более чем на 400–500 тыс. тонн и составить 1,5 млн тонн ежегодно к 2026 году. В показателях на душу населения это составит около 10 кг в год, приблизившись к постоянно растущему среднемировому значению. Путь достижения этой цели — развитие высокотехнологичных производств внутри страны во всех алюмопотребляющих отраслях. В рамках этой деятельности наша ассоциация, объединяющая 130 перерабатывающих компаний, на долю которых приходится более 70% продукции высоких переделов, уже реализует целый ряд проектов по развитию потребления алюминия в стране.
— Можете назвать конкретные примеры из разных сфер потребления?
— В автопроме это — локализация производств литых компонентов, легкосплавных колёс, развитие двигателестроения, в стройиндустрии — алюминизация жилищного строительства, развитие городской, причальной и дорожной инфраструктуры (мостокомплекты, мосты по нацпроекту «Безопасные качественные автодороги» и первый автомост, который сейчас на финальной стадии), локализация производства теплиц, замещение импорта стройматериалов и конструкций, дорожную инфраструктуру - энергетике — развитие энергосетей, внедрение новых видов кабелей, в тяжёлом и транспортном машиностроении — новые типы грузовых вагонов (хоппер, цистерна, танк-контейнер), пассажирские вагоны для скоростных магистралей и метро, производство авиационных компонентов, развитие судостроения. Кроме того, есть проекты, направленные на производство алюминиевых товаров народного потребления — это и замещение импорта посуды и радиаторов, и развитие рынка банок, туб и баллонов, и популяризация упаковки на основе фольги.
— Где могут быть точки роста для алюминиевой отрасли?
— Точки роста — это новые производственные мощности и спрос. Ключевой задачей по-прежнему остаётся развитие глубокой переработки алюминия, расширение использования высокотехнологичной алюминиевой продукции. Напомню, что с 2013 года благодаря внутренней программе развития спроса в России на алюминиевую продукцию высоких переделов производство изделий из отечественного первичного и вторичного лёгкого металла выросло почти на 45%. И что важно — доля отечественного первичного алюминия, перерабатываемого производителями на внутреннем рынке, за этот период увеличилась с 17% до 30%.
Сейчас многие НИИ в нашей стране работают на импортоопережение, создавая новые материалы со сверххарактеристиками, пробуя новые присадки и легирующие добавки, осваивают передовые финишные покрытия, с которыми не работают ещё нигде в мире. Мы сотрудничаем со всеми научными кругами и профессиональным сообществом. В состав ассоциации входит один из самых передовых научных центров — Институт лёгких материалов и технологий (ИЛМиТ). Здесь исследуют, разрабатывают и внедряют алюминиевые сплавы, востребованные во всех алюмопотребляющих отраслях.
В 2023 году на ежегодном фестивале архитекторов «Зодчество» был не только представлен путеводитель по алюминию и проведён конкурс на лучшее использование этого материала в модульных отелях. Внимание к стенду Алюминиевой ассоциации, куда заглянул даже министр строительства Ирек Файзуллин, привлекала алюминиевая копия президента Союза архитекторов России Николая Шумакова, с которой последний не упустил возможности сфотографироваться
Несколько лет назад этот институт разработал и запатентовала серию марок алюминиево-скандиевых сплавов, которые могут применяться, например, в аэрокосмической промышленности, судостроении, аддитивных технологиях. Такие сплавы способствуют снижению веса транспорта, расходу топлива и объёмов выбросов в атмосферу. Сплав 1581 уже используется при изготовлении сварных крупногабаритных панелей для катамарана проекта HSC150B. Реализуется проект по разработке и изготовлению облегчённой лодки с применением сплава 1581.
— Наверное, этому должно способствовать развитие как технологий, так и нормативной базы?
— Ещё несколько лет назад в России действовали ограничения на применение алюминия, хотя весь мир уже давно использует его во всех отраслях. Тем не менее, уже есть немало сфер, где мы научились за очень короткий промежуток времени применять алюминий, сняв мешавшие административные барьеры: строительство, инфраструктура, энергетика, алюмохимия и т.д. Это комплексная, многоаспектная работа большого пула специалистов.
Один из ярких тому примеров — возвращение алюминиевой проводки в жилищное строительство в нашей стране. Вообще, практика её использования в мире уже широко распространена. У нас пока только несколько лет такая проводка стала активно использоваться при строительстве многоквартирных домов. Конкурентные преимущества алюминиевых изделий, применяемых в современном домостроении, — это, безусловно, долговечность, безопасность, экологичность, энергоэффективность, изначально более доступная цена, чем у традиционных материалов, а соответственно, более низкая стоимость владения и эксплуатации в долгосрочной перспективе.
Мы работаем над оптимизацией процедур обязательного подтверждения соответствия, в том числе требуемых техническими регламентами Евразийского экономического союза. Это позволяет снизить затраты на производство при сохранении уровня безопасности продукции. Ведь качество продукции, выпускаемой на рынок, имеет решающее значение. Мы боремся за доверие потребителей к алюминию, поэтому прежде всего активно работаем по борьбе с контрафактной продукцией и продукцией, не соответствующей обязательным требованиям. В ходе реализации программы стандартизации в 2020 и 2021 годах утверждено 63 документа, из которых 28 в части строительства. До конца 2026 года Алюминиевая ассоциация планирует разработать и утвердить ещё 38 документов по стандартизации, в том числе различные ГОСТы и своды правил для строительной отрасли.
Автомобили представительского и высшего класса семейства Aurus создаются с использованием ряда алюминиевых компонентов. Изюминкой являются легкосплавные колёсные диски большого диаметра. Разработка проекта ведётся ФГУП «НАМИ» с 2013 года как платформа для создания автомобилей для «перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране»
— В связи с этим появились ли за последнее время в нашей стране производства новых видов алюминиевой продукции?
— Да, разумеется. Применение алюминия растёт благодаря появлению новых сплавов и технологий, включая инновационную сварку. При содействии нашей ассоциации реализуется ряд инновационных проектов в различных отраслях: алюмоциркониевые провода для воздушных линий электропередачи, алюминиевые диски и элементы для автомобилей, в том числе семейства Aurus (рычаги, поворотные кулаки, опоры двигателя, коробка, двигатель, в освоении капот), аддитивные технологии и 3D-печать для авиакосмической отрасли, усовершенствованные вагоны-хопперы, мостовые конструкции, дорожная инфраструктура и т.д.
В последнее время освоено производство целого спектра кабельной продукции с применением алюминиевых сплавов, которая может применяться в метрополитене, нефтегазовой отрасли, уличном освещении и во многих других сферах, где предъявляются повышенные требования к надёжности или необходима работа в сложных природно-климатических условиях. Такие кабели безопасны и эффективны, а за счёт своей низкой стоимости по сравнению с медными аналогами позволяют существенно экономить на проектах.
Интересно, что переход с меди на алюминий отмечается и в мире в целом. Кабельщики утверждают, что применение лёгкого металла позволяет на 50% сократить стоимость текущих проектов. По данным экспертов сектора «Энергетика» Алюминиевой ассоциации, уже сейчас в большинстве проектов кабельной отрасли можно применять алюминий 8ххх серии — принципиально новый сплав, разработанный с участием ИЛМиТ и ведущих кабельных предприятий специально для энергетической отрасли.
— Что нового с использованием алюминия будет предложено строителям?
— Строительной индустрии наши производители могут предложить светопрозрачные конструкции, фасады, подвесные потолки, ограждения, радиаторы отопления, внутридомовую проводку. Например, современные фасадные и оконные системы из алюминия обладают высокими теплоизоляционными свойствами, что позволяет экономить энергию на отопление или обогрев помещений. Этот металл всё чаще применяется при строительстве и реконструкции общественных пространств. Например, все последние 30 станций московского метро построены с применением алюминиевых решений, и в планах на 2024-2025 годы ввод ещё 20 станций, где будут использованы аналогичные технологии.
Разработанные «Русалом» алюминиевые сплавы 8ххх серии всё чаще применяются в кабельной промышленности. Вот уже несколько лет такая проводка активно используется при строительстве многоквартирных домов. А в последнее время освоено производство целого спектра кабельной продукции с применением алюминиевых сплавов, которые могут применяться в сложных природно-климатических условиях во многих сферах, где предъявляются повышенные требования к надёжности
Также Алюминиевая ассоциация активно развивает направление дорожной инфраструктуры. Количество построенных из алюминиевого сплава мостов растёт в России с каждым годом. Большой жизненный цикл и низкая стоимость владения делают их дешевле аналогов. В настоящее время 63 подобных мостовых сооружения находятся в разной степени реализации, включая экспортные проекты пешеходных мостов, которые востребованы за рубежом в силу своих уникальных экологических свойств.
— Для других потребительских сегментов тоже уже есть новинки?
— Конечно. Для машиностроительной отрасли в числе перспективных проектов можно назвать СКО-панели и алюминиевые надстройки для гражданских судов, облегчённые алюминиевые вертолётные площадки. Большие перспективы мы видим в развитии причальной инфраструктуры на основе алюминиевых решений на побережьях Балтийского, Чёрного, Каспийского морей, а также в акваториях внутренних рек и озёр.
Для строительства школ и больниц наши компании разрабатывают сборные и прочные модульные решения с широким использованием алюминия. А в апреле мы подведём итоги Всероссийского открытого архитектурного конкурса на разработку концепта современных зданий различного функционального назначения на основе блочно-модульной технологии и алюминиевых решений. Мы убеждены, что строительство быстровозводимых экологичных модульных отелей с применением алюминия позволит развивать туристическую инфраструктуру.
— «Зелёная повестка» остаётся важным мировым трендом. А российские разработки всё ещё учитывают её?
— Алюминиевая ассоциация и входящие в неё компании осознают свою ответственность за сохранение окружающей среды и климата, поэтому в последние годы мы вплотную занимаемся внедрением принципов устойчивого развития на предприятиях нашей отрасли. В ассоциации создан сектор рециклинга, объединяющий компании, занимающиеся вторичной переработкой алюминия. Недавно при нашем участии в России был разработан и внедрён механизм расширенной ответственности производителя (РОП), направленный на стимулирование использования упаковки из перерабатываемых материалов, таких как алюминий. Мы подписали соглашение с Лигой зелёных брендов, которая объединяет ведущие российские компании, внедряющие в свои бизнес-модели принципы устойчивого развития.
На платформе станции «Аэропорт Внуково» Солнцевской линии московского метрополитена часть путевых стен и пола облицована гранитными плитами, между которыми специально выпилены промежутки под вставки из алюминиевых панелей многоугольной формы. Ими же украсили и потолок, чтобы подчеркнуть значимость крылатого металла в авиапроме. Внешне алюминиевые панели выглядят как шлифованная нержавеющая сталь
В силу своих уникальных характеристик алюминий как конструкционный материал в наибольшей степени отвечает требованиям экономики замкнутого цикла. Поэтому металл будет востребован во многих отраслях экономики, в частности, возобновляемой энергетике, производстве электромобилей, упаковке и, конечно же, строительстве. Так «зелёное» строительство повышает эффективность эксплуатации зданий и сооружений и снижает объём расходов на 14% в течение пятилетнего жизненного цикла. Кроме того, срок получения доходов от капиталовложений сокращается до 5–10 лет, а стоимость активов, наоборот, повышается до 10% по сравнению со зданиями, построенными из других материалов.
— Как сейчас в стране обстоят дела с алюминиевым ломом?
— В прошлом году произошли значительные изменения в структуре экспорта, что повлияло на предприятия отрасли. Кто-то смог адаптироваться чуть быстрее, кто-то до сих пор ищет своё место в новых обстоятельствах, но этот аспект затронул многих. В целом в мире необходимость во вторичном алюминии и его эффективном рециклинге все последние годы только растёт. Давно сформировано осознание его важности для экономики.
На рынок в ближайшие 10–15 лет будут оказывать влияние следующие ключевые факторы: «зелёный» энергопереход, развитие экономики замкнутого цикла и введение торговых барьеров и ограничений. Алюминиевая отрасль — базис для построения экономики замкнутого цикла в России, так как этот металл может быть переработан бесконечное число раз без потери свойств, причём срок службы изделий из него превышает 90 лет.
— Как и чем государство помогает этим процессам, и каких ещё мер поддержки ждут производители?
— Наиболее активно члены Алюминиевой ассоциации пользуются инструментом целевого займа Фонда развития промышленности для развития существующих и создания новых производств. Актуальной становится и выработка системы государственного стимулирования развития «зелёной повестки». Мы приветствуем начало формирования в России системы «зелёных» госзакупок и дальнейшее развитие механизма РОП — это важно для алюминиевой промышленности.
14 ноября 2023 года в Иркутске состоялся первый региональный форум «Алюминий для инноваций в строительстве и инфраструктуре». В мероприятии приняли участие представители органов власти и муниципалитетов, профильных министерств и ведомств, научных центров, депутаты, архитекторы и дизайнеры, представители компаний-производителей. Участники форума обсудили вопросы разработки и реализации региональной программы по применению высокотехнологичной продукции из алюминия и алюминиевых сплавов
Согласно Плану мероприятий по стимулированию спроса на продукцию алюминиевой промышленности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, необходимо разработать механизм стимулирования потребления высокотехнологичной продукции из алюминия. Мы в Алюминиевой ассоциации вместе с коллегами из Минпромторга России, Минэкономразвития России и Минфина России уже начали работать над проектами нормативных правовых актов, которые затем будут направлены в правительство. Также ведётся работа по подготовке региональных программ по применению высокотехнологичных конструкций и изделий из алюминия и сплавов на его основе в различных сферах с их последующей реализацией.
В ноябре в Иркутске мы провели первый региональный форум «Алюминий для инноваций в строительстве и инфраструктуре». Наша цель — повышение качества городской среды и инфраструктуры. Применяя новые инновационные экологичные решения для дорожного строительства, создания новой современной причальной инфраструктуры, строительства жилых и социальных объектов, мы повышаем качество жизни и уровень привлекательности регионов.