Мировое потребление первичного алюминия в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 6% – до 58 млн тонн. Ожидается, что в таких же темпах (4-6% в год) сохранится прирост потребления алюминия как минимум в ближайшие 5-7 лет.
Вместе с тем рост потребления алюминия происходит на фоне глобальной урбанизации и индустриализации. И если в странах с развитой экономикой уже достигнут высокий уровень экономического развития, то развивающиеся страны как раз весьма активно наверстывают упущенное.
Наибольшее количество алюминия идет на нужды транспортной и строительной отраслей экономики – в 2015 году на них пришлось 27 и 25% соответственно.
При этом ожидается, что именно транспортная отрасль в ближайшие годы будет является основным локомотивом роста спроса на алюминий в мире.
Флагманом здесь является автомобилестроение. Количество алюминия, которое используется в деталях автомобиля ежегодно растет. Если 10 лет назад на 1 автомобиль приходилось около 90-100 кг алюминия, в настоящее время этот показатель вырос до 160 кг, а к 2025 году ожидается, что на 1 автомобиль будет приходиться не менее 250 кг алюминия.
Рост потребности в алюминии со стороны мирового автопрома, в первую очередь, связан с необходимостью максимально облегчить конструкцию автомобиля с целью повышения эффективности его работы.
Еще одним перспективным направлением роста использования алюминия в транспорте является развитие скоростных железнодорожных магистралей.
Рост потребления алюминия в развивающихся странах будет связан с развитием потребления алюминия в электротехнике и строительстве.
Увеличению масштабов использования алюминия в строительстве, в частности, будет способствовать и распространение стандартов «зеленого строительства» и энергосберегающих технологий.
Распространение использования алюминия в электротехнике связано не только с необходимостью электрификации развивающихся территорий и новым строительством, но и с распространением проектов альтернативной энергетики, где алюминий как наиболее экологичный металл становится особенно востребован.
Российский рынок не остается в стороне от общемировых тенденций, однако в настоящее время очевидно отстает от них. Такая ситуация связана как с общей экономической ситуацией, сдерживающей в настоящее время развитие перерабатывающих производств, так и с существующими стандартами, сдерживающими применение алюминия, в частности, в строительстве и электротехнике.
В то же время алюминий, безусловно, является материалом будущего и одной из основных задач Алюминиевой Ассоциации является способствование расширению применения алюминия во всех промышленных отраслях и областях жизни. С этой целью совместно с Минпромторгом России и участниками алюминиевого рынка реализуется программа стимулирования потребления алюминия.