Датой рождения алюминиевой промышленности России считается 14 мая 1932 года, когда на Волховском заводе в Ленинградской области была получена первая партия металла. Через год первую продукцию выпустил Днепровский алюминиевый завод на Украине.
Несмотря на то, что в последующие годы эти предприятия постоянно наращивали объемы производства, полностью удовлетворить растущие потребности экономики страны они не могли. В СССР развернулось строительство новых предприятий. В 1938 году был введен в эксплуатацию Тихвинский (позже переименован в Бокситогорский) глиноземный завод мощностью 40 тыс. тонн продукции в год, а в 1939 году приступил к работе Уральский алюминиевый завод, способный производить 70 тыс. тонн глинозема и 25 тыс. тонн алюминия в год.
Великая Отечественная война дала толчок индустриальному развитию восточных регионов страны. Под угрозой оккупации значительной части территории была проведена беспрецедентная по масштабам эвакуация промышленных предприятий. Основное оборудование Волховского и Тихвинского заводов было демонтировано и вывезено на Урал и в Западную Сибирь, где его использовали для строительства Богословского и Новокузнецкого алюминиевых заводов. В 1943 году на НкАЗе был получен первый сибирский алюминий, а через два года Богословский алюминиевый завод выдал свой первый металл.
В послевоенные годы потребности советской экономики в стратегической металлопродукции продолжали расти, что способствовало интенсивному развитию алюминиевой промышленности. В 50-е годы были введены в эксплуатацию Кандалакшский (1951 г.), Надвоицкий (1954 г.) и Волгоградский (1959 г.) алюминиевые заводы, а также Белокалитвинское металлургическое производственное объединение (БКМПО, 1954 г.), специализирующееся на выпуске различной продукции из алюминиевых сплавов. В 1960 году состоялся запуск Самарского металлургического завода – крупнейшего в Европе производителя полуфабрикатов и готовых изделий из алюминия.
Одновременно с алюминиевыми и перерабатывающими заводами в СССР велось строительство глиноземных предприятий. В 1959 году был запущен Пикалевский завод – комплексное предприятие по переработке кольских нефелиновых концентратов. В 1964 году приступил к работе Павлодарский завод (Казахстан). В 1970 году выпустил первую партию продукции Ачинский глиноземный комбинат.
В 60-е годы в непосредственной близости от крупнейших ГЭС – источников дешевой энергии – были построены Иркутский, Красноярский и Братский алюминиевые заводы. В этот же период были введены в эксплуатацию Красноярский металлургический завод, Павлодарский алюминиевый завод и Дмитровский опытный завод алюминиевой консервной ленты.
В условиях ускоренного роста производства алюминия и неразвитости отечественной сырьевой базы российским металлургам пришлось закупать глинозем за рубежом: в Гвинее, Индии и других регионах. Первым предприятием отрасли, спроектированным для работы с высококачественным привозным сырьем, стал Николаевский глиноземный завод (Украина). Построенный в 1980 году, НГЗ изначально осуществлял переработку африканских бокситов.
В 1985 году вступил в строй технологичный и оснащенный современным оборудованием Саяногорский алюминиевый завод. Однако в начале 90-х годов экономический спад и политическая нестабильность нанесли серьезный удар по российской алюминиевой промышленности. После распада СССР также обострилась проблема обеспечения отрасли сырьем. Глиноземные заводы, расположенные на Украине, в Казахстане и Азербайджане, оказались в зарубежных государствах. Российские предприятия могли удовлетворить потребности алюминиевых заводов в сырье лишь на 40%.
Помимо этого, в результате изменений экономической структуры резко снизился спрос на алюминий со стороны военно-промышленного комплекса и тяжелого машиностроения, которые потребляли большую часть продукции отечественных производителей алюминия.
К 1994 году потребление алюминия в России снизилось до 2 кг на душу населения, тогда как, например, в 80-е гг. этот показатель достигал 7 кг. В результате алюминиевая промышленность оказалась в кризисе, единственным выходом из которого могла стать переориентация отрасли на внешние рынки.
За последние 25 лет мировое потребление алюминия выросло более чем в 2,6 раз, в то время как потребление алюминия промышленными предприятиями в России и странах СНГ снизилось на треть.
При этом производство самого металла увеличилось более чем на 30% с 1991 года, однако порядка 80% всего производимого на территории бывшего СССР алюминия поставляется на экспорт из-за низкого спроса на крылатый металл со стороны перерабатывающих предприятий. В настоящее время по уровню среднедушевого потребления алюминия Россия отстает даже от среднемирового уровня, потребляя примерно 5,4 кг на человека при мировом уровне в 7,7 кг. При этом постольку потребление алюминия тесно связано с развитием высокотехнологичных производственных отраслей (автопром, авиация, аэрокосмические проекты, электроника и пр.), косвенно низкое потребление алюминия и алюминиевых сплавов показывает усугубляющееся технологическое отставание российской экономики от экономик развитых стран.
Сложившееся положение связано с существующими проблемами отрасли, которые ведут к невозможности отечественных предприятий обеспечить необходимый объем выпуска продукции.
Во-первых, значительная часть существующих мощностей не обеспечена современным оборудованием или находится в аварийном состоянии, что не позволяет нарастить выпуск продукции соответствующего требованиям рынка качества.
Во-вторых, отсутствует стабильная система сбыта продукции как из-за кризисных явлений в экономике в целом и объективным снижением платежеспособного спроса, так и из-за слабого информационного обмена, в результате которого конечный потребитель и производитель просто не могут «встретиться».
И в-третьих, высокий уровень издержек и, как следствие, высокая себестоимость производства снижают конкурентоспособность российской продукции по сравнению, например, с поставками из Китая.
Результатом этой ситуации является то, что не осваиваются новые виды продукции, невозможно реализовать крупные межотраслевые проекты, в частности, в авиа- и судостроении.
Дополнительными сдерживающими факторами являются существующие ГОСТы и СНиПы, которые ограничивают использование алюминия, например, в мостовых конструкциях, а принятие новых нормативов требует больших финансовых затрат, которые непосильны для отдельных производителей.
Алюминиевая промышленность является одной из фундаментальных отраслей экономики. Иными словами потребление алюминия тесно связано с развитием экономики в целом и, прежде всего, промышленного производства. В то же время существующие прогнозы экономического роста не дают возможности заметно увеличить объем потребления алюминия в перспективе как минимум 5 ближайших лет.
Способствовать разрыву этого порочного круга может ориентация на опережающее развитие алюминиевой отрасли и фокусирование на развитие экспортного потенциала – но уже не первичного алюминия, а технологичной алюминиевой продукции высоких переделов.