03.02.2021 - Алюминиевый Вестник
Алюминиевая банка из-под напитков – самый популярный вид сдаваемой в переработку тары. Благодаря появляющимся в торговых сетях аппаратах по сбору упаковки – фандоматам – каждый из нас может почувствовать себя ответственным потребителем, сдав накопившиеся банки. Ну и, конечно, получить некоторые материальные бонусы за свою сознательность.
Как это устроено
Культура бережливого потребления неразрывно связана с идеей разделения мусора. Сортировка отходов помогает разделять их на перерабатываемые и не перерабатываемые, а также сразу отделять те виды мусора, которые могут пригодиться для переработки и вторичного использования. Как можно без особых усилий поучаствовать в сохранении природных ресурсов планеты? Достаточно просто сдать использованные алюминиевые банки в фандомат, который принимает такую тару для дальнейшей переработки. Преимущества фандоматов заключаются в том, что сырье можно получить в наиболее чистом и пригодном для переработки виде. 75% алюминия, выпущенного за все время существования отрасли, используется до сих пор
Вы помещаете банку в приемное окно фандомата, аппарат взвешивает ее, считывает штрих-код, распознавая тип сдаваемой тары. При этом на экран фандомата выводятся данные о начислении вам баллов за сданную посуду из расчета 1 балл/рубль за банку. Вы идете отоваривать баллы в магазин (обычно тот, в котором установлен аппарат), а заполненный сданной тарой мешок отправляется на завод, где происходит сортировка, прессование и переработка. Дальше понятно – из вторичного сырья производится новая продукция.
У них и у нас
Пионерами системы сбора тары считаются европейские страны – первые автоматические приемники бутылок и банок появились в середине 1980 годов. Сегодня в ЕС через фандоматы собирается до 2 млрд бутылок ежегодно. А например, продукцию крупнейшего норвежского производителя коллекционных и сортировочных машин TOMRA можно встретить в более чем 60 странах мира. В Финляндии аппараты по сбору тары стоят буквально в каждом магазине: тара принимается по цене от 10 до 40 центов в зависимости от материала и размера, например, за пивную банку дают 15 центов. Фандоматы Ecoplatform производятся в Москве, что позволяет полностью контролировать и управлять процессом разработки и качества работы устройства, постоянно тестировать и улучшать ПО (hard и software-разработка). Само собой, локализация производства обеспечивает большую гибкость и широкие возможности для кастомизации под каждого конкретного заказчика.
В массиве данных
У компании «Инновационная экологическая платформа» есть несколько моделей фандоматов. Например, базовая модель фандомата для помещений, а также целый ряд модификаций для уличного размещения. Стоимость, габариты и количество принимаемой упаковки могут варьироваться в зависимости от модели фандомата. Программное обеспечение разрабатывается самостоятельно, компания также берет на себя техническое обслуживание и организацию дальнейшей логистики для утилизации собранного вторсырья. Ежедневно фандоматы Ecoplatform собирают и направляют в систему мониторинга большой массив данных. «В зависимости от количества собираемого сырья выстраивается график вывоза собранных бутылок и банок. В одних местах установки предусмотрено временное хранение собранной тары и логистика организована по расписанию (например, раз в несколько дней приезжает машина, которая забирает все скопившееся за это время сырье), в других – необходимо вывозить собранную тару по мере заполнения фандомата. После этого вторсырье направляется на склад временного хранения или сразу переработчику», – поясняет «Алюминиевому Вестнику» Иван Гусаков из компании «Инновационная экологическая платформа».
Фандомат в цифрах: Габариты (базовая модель)
География сбора
Сегодня в Москве и Московской области установлено 11 фандоматов производства «Инновационной экологической платформы». Еще 9 аппаратов также уже готовы и в скором времени будут запущены в работу. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области работают 19 фандоматов Ecoplatform, в Краснодаре – 4 устройства. В компании планируют расширять географию присутствия – в ближайшее время фандоматы появятся в Перми, Кемерово, Нижнем Новгороде и нескольких других городах. По подсчетам экспертов из «Инновационной экологической платформы», доля алюминия в общем объеме сдаваемой тары может варьироваться, а среднее значение составляет 16-20%. Но есть фандоматы, которые собирают более 40% алюминия.
«Инновационная экологическая платформа» запустила совместные проекты с производителями напитков. Например, с пивоваренной компанией «Балтика» закупила несколько фандоматов по программе «Принеси пользу своему городу» и установила их в нескольких магазинах сети «ВкусВилл». При этом «ВкусВилл» взял на себя расходы по техническому обслуживанию оборудования, а также компенсацию на реализацию бонусной программы. Помимо сети «ВкусВилл» фандомат компании «Инновационная Экологическая Платформа» можно встретить в магазинах «Лента», «Глобус», «Перекресток», «Магнит», на заправках «Лукойл» и в Мещерском парке. В ближайшее время планируется размещение в жилых комплексах. Также фандоматы этой компании работают в Казахстане и Белоруссии, в 2021 году планируется выход в страны Евросоюза.
Наиболее востребованы фандоматы в гипермаркетах. На показатели собираемости фандоматов влияют следующие факторы:
К сортировке готовы!
У инициатив по сбору упаковки большое будущее. Тренд на ответственное потребление не просто сиюминутная мода. По данным ВЦИОМ на 2019 год, каждый четвертый россиянин (27%) сортирует бытовой мусор. При этом запрос на возможность сортировки мусора значительный: 47% опрошенных заявили, что сейчас не сортируют мусор, но хотели бы, если бы была такая возможность.
«В современной России фандоматы – относительно новое явление, но отечественный рынок селективного сбора мусора активно развивается. Наша компания – первый российский производитель фандоматов, который реализует инновационные проекты в сфере экологии. Ранее фандоматы были китайского производства и имели значительные ограничения по обслуживанию», – говорит Иван Гусаков из компании «Инновационная экологическая платформа».