12.02.2021 - Металлоснабжение и сбыт (оригинал материала)
Как принято говорить, в России нет плохих дорог – есть только бездорожье. Это и заболоченные участки местности, и зоны вечной мерзлоты, и раскисшие лесовозные колеи в тайге. Помочь большегрузной технике преодолеть топи и добраться в труднодоступный район к месторождению или аварийному трубопроводу призван разработанный инжиниринговой компанией ТехПромИмпорт многоцелевой механизированный комплекс оперативного развертывания временных дорог. В основе комплекса лежит полотно, изготовленное из легкого, прочного, не боящегося морозов алюминия.
ПЕТР ЛИХОЛИТОВ
Неизбежный оффроуд
Бездорожья у нас с избытком: одни только заболоченные участки, по разным данным, занимают 1,4—2 млн км2. Как следует из госдоклада «О состоянии и использовании водных ресурсов России», на долю болот приходится 8,9% общей площади России. А еще у нас находится треть мировой вечной мерзлоты— порядка 10—12 млн км2, или 65% территории страны.
Низкая транспортная доступность огромных и богатых ресурсами пространств не позволяет полностью раскрыть их потенциал. Отсутствуют покрытия, способные выдержать тяжелые машины дорожников, а значит, не сможет проехать и техника, необходимая для строительства, геологоразведки и исследовательских работ. Нередко случается и так, что застрявшее в вязком грунте дорогостоящее оборудование не удается эвакуировать, поэтому его бросают, сняв, что могли.
Комплекс оперативного развертывания временных дорог (ММК) незаменим на бездорожье
Именно здесь, на бездорожье, незаменим комплекс оперативного развертывания временных дорог (ММК), созданный в компании ТехПромИмпорт. Говоря простым языком, это разворачиваемая и сворачиваемая алюминиевая дорога, предназначенная для пропуска тяжелой колесной и гусеничной техники на заболоченных участках местности, на слабых грунтах, на рыхлом снежном покрове, на подходах к переправам и мостам, а также для увеличения срока эксплуатации зимников. Технология ММК особенно актуальна в экстренных ситуациях, когда нужно срочно доставить спецтранспорт — например, чтобы организовать временные дороги к участкам трубопроводов для проведения аварийных и ремонтно-восстановительных работ.
«Мустанг» для бездорожья
В компании ТехПромИмпорт, которая с 2016 г. входит в Алюминиевую Ассоциацию, не понаслышке знают о суровых условиях, в которых приходится действовать технике отечественных предприятий топливно-энергетического комплекса. У ТехПромИмпорта есть обширный опыт сотрудничества с гигантами ТЭК — с ЛУКОЙЛом, НОВАТЭКом, Газпромом, Транснефтью. Также есть новаторские инженерные решения на основе «крылатого» металла для труднодоступных и отдаленных районов. Помимо ММК, это мобильные вертолетные площадки, которые могут доставляться винтокрылыми машинами до места монтажа на неподготовленном грунте.
На этот раз в конструкторском бюро ТехПромИмпорта разработали, а на производстве компании в Московской области изготовили уникальное дорожное покрытие из алюминия, способное выдержать технику весом до 70 т при максимальной нагрузке на ось 12 т. Для сравнения: технически допустимая максимальная масса КАМАЗа в зависимости от модификации не превышает 33 т, а нагрузка на заднюю тележку (две оси) — 24 т; вес отечественного бульдозера ЧЕТРА Т40, одного из крупнейших в мире — 65 т.
Сам комплекс представляет собой катушку из алюминиевого дорожного полотна весом 8 т на полноприводном шасси повышенной проходимости КАМАЗ-63501-1348 с колесной формулой 8х8 семейства «Мустанг», разработанного специально для ЗАО «ТехПромИмпорт». Комплекс имеет внушительные размеры, но благодаря автоматике им управляют всего два человека — водитель и оператор. Первый выставляет машину в требуемое положение, а второй при помощи пульта дистанционного управления разворачивает полотно длиной 50 м и шириной 4,6 м. При необходимости алюминиевую дорогу можно удлинить до нескольких километров — достаточно использовать дополнительные комплексы ММК либо прицепы с алюминиевым полотном. После выполнения задачи экипаж сворачивает полотно для дальнейшей транспортировки.
Благодаря автоматике комплексом могут управлять всего 2 человека. При помощи пульта один из них разворачивает полотно.
Главные преимущества комплекса заключаются в его мобильности и автономности. Доставить и уложить полотно можно быстро, сэкономив силы и средства. Для укладки дороги не требуется специальное оборудование, весь процесс занимает всего пять минут! Легкое и прочное алюминиевое покрытие рассчитано на работу в условиях всех климатических зон страны при температурах от –50 до +40 оC. Причем известно, что чем ниже температура, тем прочнее алюминий, именно поэтому алюминиевые дороги особенно актуальны для районов Крайнего Севера и вечной мерзлоты.
Еще одним важным преимуществом многоцелевого механизированного комплекса является его экономическая эффективность. Не секрет, что строительство подъездных путей и сооружений — дело сложное и затратное, а простые в эксплуатации сборно-разборные алюминиевые дороги не требуют дополнительных расходов на монтаж, ремонт и содержание. Поэтому не удивительно, что особый интерес к разработке ТехПромИмпорта про являют компании, ведущие разведку и добычу полезных ископаемых в труднодоступной местности, где любая стройка по умолчанию обходится существенно дороже, чем на «большой земле».
Габариты комплекса:
И последнее, конечно, не по значимости, обстоятельство: сборно-разборная алюминиевая дорога позволяет снизить нагрузку на окружающую среду в буквальном и переносном смысле. Например, когда по алюминиевому полотну идут машины, оно принимает их вес на себя, не позволяя гусеницам и колесам оставлять в тундре глубокие следы. А в общем смысле экологичность предложенного ТехПромИмпортом решения обусловлена возможностью 100%-ной утилизации алюминиевых конструкций по истечении срока их эксплуатации.
ТехПромИмпорт работает на российском рынке с 2004 г. Это универсальная высокотехнологичная инжиниринговая компания, которая генерирует и реализует сложные индустриальные проекты по заказу ведущих промышленных предприятий России.
С 2014 г. особый акцент в компании делают на импортозамещение, сконцентрировав усилия на развитии новых направлений деятельности, активно инвестируя средства в собственные научно-технические разработки и производство.
ТехПромИмпорт делает особый акцент на импортозамещение продукции
Конструкторское бюро ТехПромИмпорта под заказ делает проекты и создает 3D-модели. На расположенной в Московской области производственной площадке по чертежам и эскизам заказчика изготавливаются металлоконструкции, производится полуавтоматическая и аргонная сварка, монтируются печатные платы, собираются и испытываются электронные и гидравлические системы, осуществляется механическая и абразивоструйная обработка, выполняются окрасочные работы.
«Наше кредо — быть в авангарде технической мысли и двигаться в русле новейших тенденций различных направлений машиностроительной отрасли. Мы тесно взаимодействуем с заказчиком на этапе постановки задачи и определения концепции нового изделия. При проведении опытно-конструкторских работ мы всегда стремимся к достижению оптимального технического решения на каждой стадии проектирования и производства», — отметил Л. Никифоров, директор производства ЗАО «ТехПромИмпорт».