23.12.2020 - Еженедельный журнал Профиль (оригинал материала)
Почти полмиллиарда долларов американских инвестиций в Самарский металлургический завод позволили перевооружить крупнейшего отечественного производителя алюминиевых полуфабрикатов и сделать его продукцию незаменимой в мире.
Смена партийной власти в США обычно приводит к необходимости перезагрузки отношений со странами-оппонентами. Пока не понятно, в какую сторону качнется политический маятник, но вполне может оказаться, что демократ Джо Байден, руководствуясь свойственным американцам прагматизмом, смягчит, а то и сменит риторику и дальнейшем политику в отношении нашей страны. Во всяком случае, иностранный бизнес, и американский здесь не является исключением, который работает в России или с ней, давно желает диалога на пониженных тонах и призывает улучшить инвестиционный климат. Иностранный бизнес ежегодно говорит о миллиардных потерях из-за санкций, вспоминая с грустью времена успешного взаимного сотрудничества.
Желая в приближении посмотреть на то, как живется производственному американскому бизнесу в России в условиях санкций, особенно сейчас, в период особого обострения отношений между нашими странами, мы обратили внимание на малозаметную в СМИ компанию «Арконик СМЗ», владеет которой глобальная компания Arconic (ранее была частью Alcoa Inc.). Имея штаб- квартиру в США, она обрабатывает алюминий в 10 странах мира. Хотя СМЗ выпускает алюминиевые полуфабрикаты в том числе для авиакосмической отрасли, ВПК и производства упаковки, с приходом американцев завод освоил технологию производства уникальной в мире продукции, которую использует в том числе американский Boeing и другие стратегические компании США и Европы.
Возродившись после упадка в 90-е годы, сейчас завод продолжает применять все способы обработки алюминия – штамповку, прокат, экструзию, литье, начал работать с новейшими сплавами и освоил титан. Все алюминиевые банки в стране сделаны из его сверхтонкой ленты, его продукция есть во всех самолетах и ракетах страны, из панелей СМЗ сделаны первые в России грузовые вагоны и цистерны из алюминия, корабли, а сейчас автопром изучает возможность перейти со стальных корпусов на алюминиевые, что открывает новые перспективы в цветной металлургии. В конечном счете наш очерк об одном из крупнейших в мире металлургических заводов показывает, что конкурентоспособные производства вполне успешно могут развиваться при любом ответственном и целеустремленном инвесторе вне зависимости от его исторического происхождения.
Три жизни одного завода
Свою историю Самарский металлургический завод ведет ровно с середины прошлого века, когда в стране начался новый виток развития авиакосмической промышленности. По решению легендарного конструктора Сергея Королева, в 50-е годы в Куйбышеве (ныне Самара) на территории авиастроительного, а сейчас ракетостроительного завода «Прогресс», было создано специальное конструкторское бюро с задачей создания баллистических и первых комических ракет. Производитель самых массовых штурмовиков в истории Ил-2, ныне «Куйбышевский авиационный завод» готовился к выпуску новых типов бомбардировщиков, на горизонте были планы серийного выпуска самолетов для гражданской авиации Ту-114.
Все это требовало наличия производства в непосредственной близости к большому числу деталей из легких сплавов, главным из которых был алюминий. Так в 1950 году по постановлению Совета министров СССР началось, а в 1958 завершилось строительство крупнейшего в Европе металлургического завода по производству алюминиевого проката в Куйбышеве (позже Самарский металлургический завод). Его продукция требовалась и многим другим заводам, эвакуированным в Куйбышев во время войны. Первый алюминиевый слиток отлили в 1955 году, а двумя годами позднее ввели в строй прессовый цех длиною 800 метров с семью сверхмощными на то время прессами усилием по 5 тысяч тонн. Здесь было освоено уникальное в мире прессование панелей и профилей для ракет. Еще спустя два года заработали кузнечнопрессовый цех и ключевой для завода – листопрокатный.
«Тогда завод был в подчинении Министерства авиационной промышленности СССР, поэтому требования к точности и надежности производства были особыми, так же и к трудовой дисциплине, это было наполовину режимное предприятие, – рассказывает генеральный директор АО «Арконик СМЗ» Михаил Спичак. – При этом его спроектировали так удачно, что удалось собрать в одном месте все технологические линии обработки алюминия, которые были на то время. Нигде в мире нет заводов, чтобы на одной площадке было и литье, штамповка, пресс, прокат и прочее. Это удешевляло логистику, завод расположен буквально через дорогу от своих главных потребителей».
Сейчас предприятие занимает площадь около десятка квадратных километров, на которой расположены свыше 130 строений, включая объекты энергетики, водоснабжения, ремонта, железнодорожного цеха. Попутно предприятие строило жилье для работников, школы, детские сады, кинотеатр и стадион. В лучшие времена в 70-80-е годы СМЗ выпускал свыше 500 тысяч тонн продукции в год, а численность сотрудников достигала 23 тысячи человек. Советский размах.
Но с приходом рыночной экономики и развалом Советского Союза СМЗ стал терять заказчиков. Если в советское время он покупал алюминий по госплановской цене, то в 90-е годы пришлось покупать по биржевой мировой, в несколько раз выше, поэтому спрос на алюминиевую продукцию стал резко падать. Кроме того, снизили обороты авиакосмические заводы, в то время главные потребители СМЗ (и других предприятий цветной металлургии). А под разовые заказы порой было не достать хотя и дорогой, но дефицитный алюминий. Иные месяцы завод работал по три дня в неделю, численность резко сокращалась, реальные зарплаты падали. В то время в стране уже прошла приватизация и рабочим СМЗ выдали акции, которые к 1996 году скупил «Инкомбанк», продавший через два года завод группе «Сибирский Алюминий», предшественнику «Русала».
«С приходом «Русала» хотя бы появился алюминий, начало расти производство и стали регулярно платить зарплаты, – вспоминает председатель первичной профсоюзной организации «Арконик СМЗ» Василий Рогожников. – Предприятие начало оживать, хотя экспортировало в основном продукцию не самого высокого передела». «Русал» быстро наладил экспорт с СМЗ в 29 стран мира, в том числе в США и Европу, были налажены отношения с Эрбас Индастри, Даймлер-Бенц, ТиссенКрупп и другими ведущими компаниями. Но в отношении импорта алюминия низкого передела из России в странах ЕС действовала пошлина 7,5% и продавать такую продукцию стало невыгодно. А для отработки выпуска продукции высокого передела требовались большие инвестиции. В то же время один из флагманов мировой алюминиевой промышленности компания Alcoa расширяла географию своего присутствия.
Alcoa основана в XIX веке выпускником Оберлинского колледжа (Огайо) Чарльзом Мартином Холлом, который почти одновременно с французом Полем Эру изобрел технологию получения алюминия путем электролиза криолитно-глиноземного расплава. Это произвело революцию в цветной металлургии, поскольку кратно удешевляло добычу алюминия, которого в чистом виде в природе мало, потому он и стоил когда-то дороже золота. В 1888 году Чарльз Мартин организовал с инвестором компанию Pittsburgh Reduction Company по производству алюминия, а в 1907 году расширившееся производство переименовали в Aluminum Company of America, сокращенно Alcoa. В начале 2000-х компания активно искала новые активы, в том числе и в России.
«Alcoa тогда рассматривала и другие предприятия в России для покупки, но в отдельных случаях их не устроила чистота приватизации, американцы очень щепетильно относятся к происхождению актива, – говорит президент «Арконик Россия» Максим Смирнов. – С СМЗ было все в порядке с юридической точки зрения. Перечень оборудования и производственные возможности предприятия вписывались в глобальную стратегию компании. Главное, что принес международный инвестор на завод – новые технологии и масштабную модернизацию».
Alcoa и «Русал» закрыли сделку в 2005 году: стоимость двух заводов – СМЗ и Белокалитвинское металлургическое производственное объединение в Ростовской области (в последствие продано) составила 275 млн долларов. И у предприятия началась новая жизнь. В 2016 году Alcoa Inc. разделилась на две независимые публичные компании: непосредственно Alcoa (сейчас Alcoa Corporation, добыча и продажа алюминия) и перерабатывающая алюминий компания Arconic Inc., в состав которой и вошел СМЗ, получив название АО «Арконик СМЗ».
Техпрорыв на полмиллиарда
В общей сложности за 15 лет Arconic вложила в «Арконик СМЗ» 500 млн долларов инвестиций. Первым делом – в энергоэффективность, автоматизацию производства, модернизацию и замену оборудования. К примеру, внедрение обновленных производственных процессов и установление механизма контроля потребления энергии позволило снизить ее расход вдвое, что существенно снизило себестоимость продукции. Только на усовершенствование системы охраны окружающей среды и промышленной безопасности направлено порядка $40 млн. Для Самары, где расположены 105 активных промпредприятий, а загрязнение воздуха взвесными веществами над территорией города больше на 43%, чем в среднем по России, любые инвестиции в экологию спасительны. Новые фильтры очистки и датчики контроля расхода воды, запуск ее по замкнутому циклу, так же удешевили производство в целом.
Автоматизация управления действующими листопрокатными станами позволила наладить выпуск нового вида продукции, которая сейчас занимает две трети в объеме производства «Арконик СМЗ» – баночной ленты. В отличие от жестяной консервной стали такая лента обладает новыми свойствами: из нее легко вытягивается высокая банка, а главное – экономичная тонкость листа. Пол-литровая банка весит 14 грамм – сравните с весом стеклянной бутылки. Особые компьютерные системы управления позволили сделать ленту очень тонкой, до 0,240 мм (четверть миллиметра) с идеальной поверхностью, стабильностью механических свойств и однородностью сплава. На 2000-е годы как раз пришелся бурный рост производства напитков в алюминиевых банках и спрос на них был бешенный. Абсолютная стабильность свойств листа необходима, чтобы лента при формировании банки вытягивалась без разрывов и равномерно по высоте, иначе у производителя произойдет остановка конвейера линии, который работает со скоростью свыше 200 банок в минуту.
«Внедренная технология обеспечивает высокое качество ленты, что позволяет на равных конкурировать с мировыми производителями и последовательно наращивать ее экспорт. В результате сегодня Самарский завод обеспечивает металлом производителей банок в России практически на 100% и поставляет баночную ленту потребителям в страны СНГ и Европы. Больше в стране ее никто не производит», – говорит Максим Смирнов. Дополнительные возможности предприятию дала линия по лакировке и покраске, купленная за 80 млн долларов. Сейчас объем выпуска баночной ленты составляет две трети от общего объема выпуска алюминиевой продукции в 230 тысяч тонн (по итогам прошлого года).
Отдельная гордость «Арконик СМЗ» – крупнейший в России горизонтальный пресс усилием в 20 тыс. тонн и один из двух крупнейших в мире вертикальных усилием 75 тыс. тонн. Построенные еще в Советское время, с приходом Arconic они были серьезно модернизированы, получив в первую очередь, современную систему управления. Они нужны для производства крупногабаритных поковок и штамповок для аэрокосмической промышленности, в том числе методом экструзии, когда профиль или панель производится путем выдавливания через матрицу нужной формы. Экструзия обеспечивает большую прочность изделия, гладкость поверхности и абсолютное единообразие изделия в отличие от механической металлообработки.
«Это особенно востребовано в авиапромышленности, где важна точность и надежность изделий, – говорит Александр Павленко. – Мы постоянно решаем с потребителями новые задачи: с помощью математических моделей выстраиваем матрицу или штамп для деталей сложных геометрических форм, несколько раз испытываем полуфабрикаты, доводя их до нужного клиенту свойства». Среди клиентов «Арконик СМЗ» по деталям сложных форм – все без исключения российские предприятия авиационной промышленности, производитель ракет «Союз» предприятие «Прогресс», производитель «Ангары» ГНПЦ имени Хруничева, вертолетные заводы и другие высокоточные производства.
Кораблестроители покупают у «Арконик СМЗ» панели с ребристой поверхностью. Их изготавливают также методом экструзии, выдавливая трубу с ребрами заданного потребителем сечения, затем ее распиливают по образующей и выравнивают до плоского состояния. Это позволяет получить панели шириной свыше двух метров, которые в мире больше никто не делает. Из экструдированных труб также делают мачты для кораблей особой прочности, трубы для буровых установок.
«В целом стальные трубы втрое дешевле, но легкосплавные имеют особый комплекс свойств, поэтому применяются при горизонтальном и наклонном бурении трудноизвлекаемых запасов нефти, – говорит директор по качеству и технологии «Арконик СМЗ» Александр Павленко. – Правда, сейчас из-за снижения бурения и добычи спрос на такие изделия упал. Не очень высок спрос сегодня и со стороны авиастроителей. При этом ежегодно мы получаем заказы на новые виды продукции более сложной спецификации, особенно в сегментах упаковки и строительных полуфабрикатов. Мы продолжаем расти, причем именно за счет заказов внутреннего рынка». Впрочем, имея такой диверсифицированный портфель продуктов, предприятие справедливо рассчитывает, что временное падение спроса со стороны одних отраслей будет компенсировано ростом других, как это уже было в прошлом. Так что в целом по итогам завершающегося года предприятие ожидает, что результаты окажутся точно не хуже, чем в 2019 году, когда оборот достиг 45 млрд руб.
В частности, несмотря на пандемию, в некоторых регионах наращивались объемы строительства. Для строителей и архитекторов у «Арконик СМЗ» тоже уникальное предложение – прочные и легкие листы для анодирования. «Арконик СМЗ» первым предложил их на рынке России, вытеснив импортные материалы. Такие листы за легкость и корозионную стойкость пришлись по нраву архитекторам, которые используют их для обшивки зданий разноцветными алюминиевыми панелями. Одним из первых объектов, где были применены анодированные листы из самарского металла, стал Центр художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой. Продукция из них украсила самый выразительный и самый сложный с архитектурной точки зрения элемент здания – его волнообразную кровлю, напоминающую развевающуюся гимнастическую ленту. За счет нее здание одержало победу в конкурсе «Алюминий в архитектуре» и вошло в шорт-лист World Architecture Festival – одной из самых престижных премий отрасли в мире.
Пожалуй, наиболее значимым конъюнктурным рыночным прорывом для «Арконик СМЗ» стала поставка металла для первых в России хопперов-минераловозов с алюминиевым кузовом. Применение алюминия создает дополнительную ценность для оператора за счет снижения веса вагона, его высокой коррозионной стойкости, повышенной грузоподъемности и увеличения срока службы. Грузоподъемность такого вагона увеличена до 79 т (на 3-8 тонн больше, чем у аналогов), объем кузова доведен до 109 куб. метра, экономия на перевозку одной тонны груза в среднем составляет до 10%. Высокотехнологичные алюминиевые полуфабрикаты «Арконик СМЗ» стали основным материалом для создания первых современных цистерн для перевозки азотной кислоты. Для этого заказа на Самарском металлургическом заводе было модернизировано оборудование и отработана технология производства плит с механическими и коррозионными свойствами, превышающими требования ГОСТ. Срок службы модели нового поколения в 2 раза дольше, а пробег в 4 раза больше по сравнению с аналогами. До конца года будет произведено 222 новых вагонов-хопперов.
Однако стоит отметить, такие возможности не реализуются сами собой. В частности, выкатке вагонов на коммерческие рельсы предшествовало несколько лет инженерных и конструкторских работ, производство и сертификация прототипа, изменение технических регламентов и многое другое. Все это в тесной связке с заказчиками. Их обратная связь, оценка работы – основа для конкретных действий. По итогам последнего опроса 65% заказчиков готовы рекомендовать завод как надежного поставщика, это в 4 раза выше, чем аналогичный показатель лояльности у крупнейших мировых металлургических предприятий.
Броня крепка
Базовые же свойства детали, трубам, листам, штамповкам задают легирующие компоненты. Основные сплавы с легировнием меди, цинка, магния были отработаны еще в советское время. «Арконик СМЗ» пять лет назад освоил ставший очень востребованным промышленностью сплав алюминия с редкоземельным скандием. «Мы использовали разработки ведущих российских институтов по сплаву со скандием (марки 1575, 1580 и некоторые другие), а на заводе доводили технологию получения заданных свойств, – поясняет Александр Павленко. – Детали из этого сплава получаются повышенной прочности и не меняют своих свойств даже при сильном нагревании или охлаждении. Сейчас новые сплавы используют в ракетостроении, в кораблестроении, наш скандиевый сплав есть в новом самолете МС-21».
С 2016 года «Арконик СМЗ» осваивает работу с титаном, создав совместное предприятие с крупнейшим в России производителем деталей из титана ВСМПО «АВИСМА» – АО «Алти Фордж». На базе кузнечного цеха СМЗ по заказу партнера штампует детали из титана для авиакосмической промышленности.
В перспективе теоретически новой нишей может стать изготовление из сплава алюминия и скандия корпусов для автомобилей. Это тренд в духе нового времени: снижение веса корпуса по сравнению со стальным снижает и потребление топлива, что позитивно для экологии, а потребителю позволяет экономить на топливе и ремонте кузова, который никогда не заржавеет.
«Всегда автомобилестроители думали над тем, как снизить массу автомобиля и повысить антикоррозийность кузова. В этом смысле алюминий идеально подходит, и некоторые автопроизводители уже начали делать кузова из него, – говорит исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин. – Другое дело, что это не массовые линейки, поскольку цена алюминия несколько выше. Но наш автопром может начать делать отдельные детали кузова из алюминия, наиболее подверженные коррозии: пороги, крылья и так далее».
Многие мировые производители уже имеют в своей линейке модели авто с алюминиевым кузовом. Алюминиевые листы и прессовая продукция Arconic используется в производстве всего корпуса от переднего до заднего бампера – двери, капот, радиатор. Компания предлагает решения для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, ж/д вагонов, делая их прочнее, легче и эстетичнее. За такими решениями будущее транспортной отрасли, более экологичное и эффективное.
«К нам уже тоже приходили представители «Ниссана», «Рено» и «Автоваза», брали образцы металла для испытаний, но дело медленно продвигается пока, – говорит Александр Павленко. Михаил Спичак дополняет, что дело осложняется необходимостью переоборудования автопредприятий, что капиталоемко. «Без целенаправленной и последовательной экологической повестки на государственной уровне реализовать этот проект будет практически невозможно, – говорит Михаил Спичак. – Например, в США введены ограничения на потребление топлива автомобилем, поэтому стало актуально облегчать кузова, делая их из алюминия».
Когда основной капитал – человеческий
Не все так гладко начиналось у Alcoa Inc., в России в 2005 году. Сделка по приобретению СМЗ длилась не один год, и какое-то время среди трудового коллектива были неопределенность и беспокойство: сохранит ли новый собственник вообще производство, будет ли вкладывать на перспективу? «Первые, к кому пришли представители Alcoa – к профсоюзу, – вспоминает Василий Рогожников. — У нас было два требования: сохранить коллективный договор и финансирование нашего Фонда милосердия для помощи нашим ветеранам труда. Все было исполнено, даже с избытком, договор пополнился 15 пунктами». Коллективный договор – это соглашение между работодателем и работником, которое оговаривает условия труда в дополнение к Трудовому кодексу. В нем, например, указано, что зарплаты должны индексироваться стабильно два раза в год, размеры премий, разные виды материальной помощи при невзгодах и прочее. «Мне в нашем отраслевом федеральном объединении профсоюзов признаются, что завидуют нашим условиям труда, – продолжает Василий Рогожников. – У нас зарплаты стабильно индексируются выше уровня инфляции, они в полтора раза выше, чем в среднем по региону. А во главу угла поставлена безопасность коллектива. За последние 10 лет не было ни одного смертельного случая, в то время как ранее минимум 2-3 раза в год».
«Я был на Арконик СМЗ, и обратил внимание на открывающиеся внутрь рамки для прохода сотрудников на участок – это сделано для безопасности сотрудников, – говорит представитель Алюминиевой Ассоциации Петр Лихолитов. – Надо ли говорить, что все проходы отмечены специальным образом, так, что понимаешь, где безопасная зона, а где нужно быть особенно внимательным».
Вложения в охрану труда, энергосбережение, учет и контроль – это лишь часть системы управления так называемого бережливого производства. Главная ее составляющая – человеческий капитал и командный дух коллектива. «Это несколько иная философия и отношение к своему труду и коллективу, – говорит Максим Смирнов. – Скажем, американцы первое время очень удивлялись, когда видели рабочего у раскаленного металла в обычной обуви». С целью повышения безопасности труда на СМЗ не только отремонтировали и заменили все опасное оборудование, обновили спецодежду, но и начали обучать коллектив новым правилам техники безопасности.
«Например, теперь все моют свое оборудование и убирают рабочее место после окончания смены, чего ранее не делалось. Поначалу удивлялись, что станки, оказывается, зеленого цвета, а не мазутного, – продолжает Максим Смирнов. – А все просто: если шланг измазан маслом, можно не заметить течь. Теперь же работники получают премии за выявление опасных или ненадежных мест. Особенно отмечаем тех, кто, увидев риск для своего коллеги, подал сигнал, попытался предотвратить ЧП, вплоть до остановки производства».
Другой элемент концепции бережливого производства – обратная связь с коллективом: прием рационализаторских предложений – от установки дополнительного светильника в нужном месте до изменения схемы логистики внутри предприятия. Командный дух поддерживает и регулярная спартакиада по 11 видам спорта среди сотрудников, и право на почти бесплатные путевки в санатории раз в год. «Вложения в человеческий капитал быстро окупаются, поскольку, чувствуя о себе подлинную заботу, люди уже отвечают тем же: бережно относятся к своему рабочему месту, стремятся к повышению качества работы, оптимизации труда, – все это повышает безопасность, комфортный труд, что в итоге повышает производительность труда», – говорит Михаил Спичак. В среднем производительность труда на СМЗ растет по 5% в год.
«Вы наращиваете производство, поэтому уверен, у завода славное будущее, – подчеркнул губернатор Самарской области Дмитрий Азаров во время встречи с трудовым коллективом «Арконик СМЗ». — И основывается оно на славной истории предприятия, на самом важном компоненте успеха, самом главном состоянии предприятия – на уникальном трудовом коллективе, который имеет компетенции высочайшего, мирового уровня».
За время работы в Самаре через фонд Arconic компания инвестировала в местное сообщество более 8,5 млн долларов через различные образовательные и социальные проекты. Социальная активность «Арконик СМЗ» не ограничивается только традиционной помощью подшефным детским домам и больницам. Компания финансирует образовательные программы. За 15 лет более 500 студентов Самарского университета и Самарского металлургического колледжа стали участниками стипендиальной программы; более 7500 школьников в 8 учебных заведениях Самары обучаются робототехнике и углубляют свои знания по физике; более 5500 школьников повысили свои знания на эко-часах и получили практический опыт в области сохранения биоразнообразия в национальном парке «Самарская Лука».
За стабильный рост, систему бережливого производства и заботу об экологии «Арконик СМЗ» в прошлом году был сертифицирован по стандарту ASI Performance Standard – это международная организация, разработавшая и продвигающая стандарты ответственного управления производством и сбытом алюминия. «Статус первого в России предприятия такого профиля, сертифицированного ASI, – это профессиональное международное признание устойчивого развития нашей производственной деятельности, – говорит Максим Смирнов. – ASI становится новой отраслевой нормой для металлургических предприятий, поставляющих алюминиевую продукцию на экспорт».
Привлечь инвесторов
«Арконик СМЗ» является основным в России производителем материалов из алюминиевых сплавов для отечественного самолетостроения, кораблестроения, ракетостроения, космических аппаратов и бронетанковой техники (кстати, за все время работы не было ни единого случая неисполнения государственного оборонного заказа). Благодаря трансферу технологий и инноваций сегодня «Арконик СМЗ» является флагманом российской алюминиевой промышленности и одним из ярких примеров следования принципам устойчивого развития.
«Вместе с Арконик СМЗ Алюминиевая Ассоциация России разрабатывает проекты, помогающие продвинуть алюминий в новые для него отрасли, – говорит Петр Лихолитов. – Здесь я могу назвать нашу совместную работу над алюминиевыми вагонами-хопперами и пешеходными мостами из алюминиевых сплавов, которые в России начали строить с 2017 года. Да, эти решения давно применяются в мировой практике, но для нашей страны это пока в новинку. Отдельно можно было бы многое сказать об алюминизации решений для легковых автомобилей».
Благодаря притоку инвестиций и новым системам управления СМЗ имеет линейку уникальной продукции, востребованной и на внешних рынках – треть объема экспортируется по всему миру: от Америки до Японии, от Финляндии до Индии.
Завод удалось не просто сохранить, но и вывести в лидеры отрасли в России и за рубежом. За период с 2015 по 2019 год общая сумма налоговых платежей выросла в 1,7 раза с 900 млн руб. до 1,55 млрд рублей. Более того, в 2016 году предшественница Arconic компания Alcoa была награждена почетной грамотой Правительства РФ за значительный вклад в развитие российской экономики.
«Самарский металлургический завод безусловно получил конкурентное преимущество от инвестиций Arconic, – говорит Аналитик БКС Кирилл Чуйко. – Компания «Арконик СМЗ» за счет большого прямого иностранного капитала, редко доступного российским компаниям напрямую, смогла совершить техническое переоснащение в относительно короткие сроки, мы видим также технологический трансферт от головной компании. В свою очередь успешное развитие такого крупного завода способствует и развитию региона».
По данным Минэкономразвития, за 25 лет в Россию было вложено порядка 600 миллиардов долларов, среди лидеров по объему вложений – США, Германия и Китай. По данным опроса E&Y, по итогам 2018 года американские компании в среднем инвестировали в проекты в России в два раза больше европейских и в пять раз больше азиатских компаний. Если бы не санкции, их могло быть намного больше, поэтому России ничего не остается как улучшать условия ведения бизнеса в стране и инвестиционный климат в целом. Поэтому у нас периодически объявляют то мораторий на повышение налогов, то регуляторную гильотину, что соблюдается лишь отчасти. Тем не менее, согласно совместному опросу Минэкономразвития и Консультативного совета по иностранным инвестициям от 2019 года, более 60 процентов иностранных компаний отмечают, что в последние годы бизнес-климат в России стал лучше, и позитивно оценивают усилия государства по его развитию. При этом большинство иностранных инвесторов ожидают роста бизнеса в России в ближайшие три года.
Руководство «Арконик Россия» подтверждает, что регуляторная нагрузка в последние годы значительно снизилась. «У нас даже есть правдивая легенда, – вспоминает Максим Смирнов. – Представитель Alcoa на консультативном совете по иностранным инвестициям однажды посетовал премьер-министру, что налоговые проверки слишком обременительны – документы приходится возить грузовиками в налоговую службу, что отвлекает от производства. Не знаю, это повлияло или что-то еще, но вскоре налоговая служба организовала один из самых удобных электронных документооборотов, с каким компания сталкивалась в своей деятельности по всему миру».
Единственное за все время работы в России серьезное недоразумение у Arconic случилось в марте этого года, когда Федеральная антимонопольная служба обратилась с иском в суд. По мнению ФАС, хедж-фонд Elliott установил контроль над Arconic Inc. (материнская компания «Арконик СМЗ»), получив большинство в Совете директоров (6 мест из 10). ФАС утверждает, что это привело к передаче завода инвестору-активисту Полу Сингеру. Ему принадлежит Elliott, который приобрел 11% акций материнской компании «Арконик СМЗ». Примечательно, что только один из ее директоров напрямую связан с Elliott Management.
«Установление контроля над материнской компанией «Арконик СМЗ» привело к получению фондом общего контроля над группой, включая контроль над стратегическими обществами, – сообщили в ФАС России. – Данные действия нарушают требования Закона 57-ФЗ, поскольку установление контроля не было согласовано с правовой комиссией. Поэтому исковые требования состоят в лишении иностранного инвестора права голоса на Общем собрании акционеров «Арконик СМЗ» как стратегического общества».
Однако, Совет директоров Arconic Inc. был избран на общем собрании акционеров. Они действую независимо, не подконтрольны фонду Elliott и не имеют перед ним никаких обязательств. «Тот факт, что некоторые из кандидатов когда-то были предложены Elliott на рассмотрение акционерам, не ведет к установлению контроля. Согласно американскому корпоративному праву, члены совета директоров несут фидуциарную ответственность и обязаны действовать в интересах корпорации. Фидуциарная ответственность означает, что директора реализуют свои полномочия исключительно во благо корпорации и всех ее акционеров», – говорит Лев Ковалев, Директор по правовым отношениям «Арконик Россия». – «Только одного из 10 членов Совета директоров нашей материнской компании можно было бы рассматривать как аффилированного с Elliott, однако он покинул Совет, и его позиция заменена не будет». Лев Ковалев считает, что, если прояснить данное недоразумение, ФАС может отозвать иск.
Arconic рассчитывает вскоре расставить все точки над «i», поскольку считает «Арконик СМЗ» ключевым активом в своем глобальном портфеле и планирует дальнейшие инвестиции в завод и его сотрудников.
Для сохранения благоприятного инвестиционного климата в России важна справедливость по отношению к иностранным инвесторам. В прошлом году в рейтинге Doing Business страна поднялась на 28-ю строчку с 31-го места, впервые войдя в тридцатку. Это отличная стартовая позиция для развития взаимоотношений с иностранным бизнесом, инвестирующим в российские компании, что выгодно всем. Если уж нам и ждать перезагрузки международных отношений, то одним из важнейших драйверов этого процесса могут стать международные инвесторы, последовательно вкладывающие деньги в свои проекты в России.