29.06.2020 | Алюминиевая Ассоциация
Практически год назад Богословский кабельный завод (это совместное предприятие Русала и пермского производителя «Элка-кабель» входит в Алюминиевую Ассоциацию) ввел в эксплуатацию новый цех по производству кабельно-проводниковой продукции. Таким образом, БКЗ вышел на полный цикл производства и наладил выпуск кабельно-проводниковой продукции с жилой из алюминиевых сплавов.
О том, что было сделано за год, какие сейчас перспективы у рынка и в чем преимущества продукции БКЗ мы поговорили с генеральным директором завода Владимиром Савченко.
— Владимир Григорьевич, в прошлом году БКЗ вышел на полный цикл производства. Скажите, пожалуйста, выпуск какой продукции вы смогли наладить? На какую мощность вышло предприятие?
— На сегодняшний день мы выпускаем до 100 тонн в месяц продукции из алюминия и сплавов на его основе. При этом мы практически не работаем на склад или постзаказ. Это текущая загрузка. Могли бы больше, но коронавирус сильно повлиял на наш рынок, да и экономику в целом.
Сейчас мы выпускаем 5 видов продукции, в том числе самонесущие изолированные провода, кабели для нефтепогружных насосов, кабели для нестационарной прокладки - гибкие кабели в хладостойком и негорючем исполнении, греющие кабели для скважин.
Причем гибкие кабели с алюминиевыми сплавами серийно делает только мы. Кстати, зачастую делаем только полуфабрикат в виде гибкой жилы для других предприятий, и они уже на базе нашей продукции делают следующий передел, готовое изделие.
Недавно было освоено производство силовых кабелей для стационарной прокладки, гибких и с обычными жилами. Сейчас участвуем в пилотном проекте под эгидой Минпромторга. Впервые в России разрабатываем кабель для зарядных станций электромобилей.
— В чем отличие кабельной продукции БКЗ с применением алюминия от аналогов из медной жилы?
— Самое главное – это цена. Посудите сами, нефтепогрузные кабели с использованием алюминия на 30% дешевле аналогов с медной жилой. Гибкие – от 20 до 40%, в зависимости от удельной доли алюминия в стоимости кабеля. Это довольно большие деньги.
Также алюминиевые кабели значительно легче медных. Примерно в 1,5 раза. В случае с нефтепогружным кабелем - это снижение нагрузки на подвеску до полутонны на два километра.
Также важно, что наш продукт не интересен расхитителям цветных металлов. Многие наши клиенты переходят именно на алюминиевые сплавы, так как их кабель просто перестают воровать и вырубать. В итоге повышается надежность работы и безопасность энергосистемы.
— А кто является основными покупателями вашей продукции?
— В основном это добывающие организации – буровики, нефтяники и сервисники. Те, кому нужен кабель для обустройства месторождений, подключения буровых, шагающих установок. Также продукция пользуется спросом у горнорудных компаний, которые работают открытым способом, и металлургических. Например, Русал закупает кабель для подключения шагающих буровых установок, для коммуникаций Богословского алюминиевого завода. Были отгрузки гибкого кабеля в инжиниринговую компанию ИСО.
Строительные компании покупают, в том числе для работы внутри зданий – гибкий кабель для стационарной прокладки.
— Вы сказали, что наладили производство нефтепогружного кабеля. Есть ли заинтересованность в этой продукции у нефтегазовых компаний? Проводили ли какие совместные исследования, тестирования?
— Конечно, мы видим интерес. Но для того, чтобы начать отгружать на рынок, необходимо пройти аккредитацию. С крупнейшими игроками мы уже запустили этот процесс, прошли выездной аудит. Сейчас отправили одной из крупнейших нефтесервесных компаний «Борец» на опытно-промышленные испытания партию кабельной продукции в нержавеющей броне с двуслойным полимерным покрытием алюминия. Это специальный кабель для тяжелых условий эксплуатации, так как алюминий весьма стоек к агрессивному действию многих сред. В среде сероводорода, растворенного в нефти углекислого газа он показывает лучшие результаты, чем медь. Ближе к осени должны получить заключение.
— По вашим оценкам, во сколько тонн алюминиевой кабельной продукции оценивается рынок нефтепогружного кабеля?
— Сейчас на этом рынке работают около 10 заводов, которые в месяц выпускают около 1,5 тыс. тонн кабелей из меди. Если бы нефтепогружные кабели делали с применением алюминия, то на это потребовалось бы 700 тонн крылатого металла в месяц. Как вы видите, у нас есть куда расти.
Если наша продукция будет востребована нефтедобывающими компании, то мы сможем занять до 10% рынка нефтепогружного кабеля. Постараемся не упустить свой шанс. К тому же наша жила из алюминиевого сплава ТАС уже соответствует всем требованиям нефтяных компаний. Сейчас наши усилия во многом направлены на повышение термостойкости кабеля, ведутся работы по поиску новых изоляционных материалов и полимеров.
— Какие еще перспективные ниши вы видите на рынке?
— Есть хороший потенциал у импортозамещения. Причем в абсолютных цифрах сама доля зарубежной кабельной продукции невелика. Но импортный кабель чаще всего идет в качестве комплектующих к установкам. Допустим, добывающая компания берет японский комбайн или буровую, и в них априори установлен импортный кабель. Наша задача – доказать, что при замене кабеля надо брать российский аналог, схожий, а то и превосходящий по своему качеству. Мы готовы работать по техническим заданиям.